Рады, что вам понравилась статья 😊
Китайский философ Лао-Цзы, основатель даосизма, жил в VII – VI вв. до н.э. (в некоторых источниках в VI – V вв. до н.э.). В данной статье мы расскажем о «всемогущем мудреце», как называли его в китайских источниках, и о его учении.
Фото: https://www.pexels.com/ru
Даосизм — религиозно-философское учение, получившее, наряду с буддизмом и конфуцианством, широкое распространение в Китае. Три эти религии возникли примерно в один период. Сегодня последователей даосизма не много, примерно 9 миллионов человек, проживают они преимущественно в КНР и Вьетнаме. Однако по неофициальным данным последователей учения значительно больше.
Даосизм — нетипичное религиозное учение, включающее и философскую направленность. В основе религии стоят 4 направления:
Несмотря на то, что основателем даосизма является Лао-Цзы, имя которого переводится как «старый младенец», «достопочтенный философ», живший в VI – V, многие ученые сомневаются в том, что он существовал в истории. И все равно авторство труду «Дао Дэ Цзынь» приписывают именно Лао-Цзы
Биография Лао-Цзы впервые рассказана историком Сымой Цянем в произведении «Исторические записки». В книге указывается территория Цюйжэнь, как родное село китайского философа. В период правления династии Чжоу Лао-Цзы занимал высокие должности, он являлся служителем храма в императорском архиве и заведовал библиотекой в царском дворе, что говорит о должном образовании философа.
Но большая часть записей о жизни мудреца представлена в виде мифов и легенд, что несопоставимо с реальными историческими фактами.
Фото: https://www.pexels.com/ru
Так в легенде говорится, что мать Лао-Цзы забеременела после съеденного кусочка горного хрусталя. Сына она произвела на свет через несколько десятков лет, в связи с этим он родился уже в облике старика. Вот почему такие противоречивые сведения о Лао-Цзы наводят на размышления о существовании в реальной жизни данного мудреца.
Существует предположение, что труд «Дао дэ цзин» создал целый коллектив авторов, а имя Лао-Цзы — это их совместный псевдоним.
Согласно философскому мировоззрению Лао-Цзы Мироздание развивается по установленным образцам и принципам, недоступным для простых людей. Их именуют «Дао». «Дэ» — это закон гармонии во Вселенной, некая закономерность происходящих мирских процессов
Для реализации «Дао» во внешнем мире, необходимо придерживаться У-вэй, жить непреднамеренно активной жизнью.
Приверженцы учения Дао считают, что необходимо вернуться к младенческому состоянию или к состоянию «необработанного дерева». А всевозможная суета вокруг лишь мешает этому.
Существующие мировые противоположности неразделимы и взаимосвязаны, как, к примеру, жизнь и смерть. А существование человека, согласно учению Лао-Цзы, определено тремя главными принципами:
Фото: https://www.pexels.com/ru
В религиозном источнике «Дао Дэ Цзин»: содержится 81 глава. Труд переводится как «Канон о пути и добродетели». В нем идет описание главных составляющих даосизма:
Онтология «Дао дэ цзин», учение о смысле бытия, некоторыми учеными признается атеистической, так как согласно Дао, мир пребывает в хаотичном неопределенном движении, которое имеет свойство заканчиваться. Другие считают, что в основе религии лежит Дао, значит она близка к монотеизму. На самом деле в даосском пантеоне присутствует немалое количество божеств, заимствованных из традиционных китайских верований и религиозных представлений.
Основа существующих божеств делится на две группы:
Лао-Цзы в своей книге утверждал, что любые усилия человека и общества не в состоянии повлиять на порядок вещей. Такие усилия, порожденные цивилизацией, лишь приведут к дисгармонии индивида и природы.
Воля индивида изначально не свободна. Она как стрела, натянутая на тетиву и выпущенная вдаль, следует туда, куда отправила ее рука стрелка, и зависит от степени натяжения тетивы, потока воздушных масс и прочих препятствий на пути. Так и жизнь человека движется исходя из начального предопределения, под влиянием внешних факторов. И не способна поменять направление.
Таким образом, сущность даосизма состоит в нежелании противостоять мирозданию, в необходимости спокойно в нем раствориться и тем самым достичь комфортного состояния.
Современное общество также может почерпнуть для себя мудрость высказываний Лао-Цзы. Он утверждает, что жизнь, это некая мягкая и гибкая субстанция, смерть же жесткая и твердая. И чтобы соответствовать учению даосизма, нужно отказаться от агрессии, как проявления смерти, и стать уступчивее. Но данное утверждение не призывает к сдаче и полному подчинению. Смысл высказывания состоит в полном овладении ситуацией с приложением минимум усилий.
Фото: https://ru.freepik.com/
Главная добродетель по мнению Лао-Цзы, это воздержание. А вот что говорил мудрец об истине:
Существуют и другие высказывания мудреца, не утратившие актуальность в современном обществе.
Цитата «Путь в тысячу ли начинается с первого шага», — говорил Лао Цзы.
И вправду, самое сложное в любом деле — начало. Но сделав первые шаги, понимаешь, что правильная дорога всегда найдется.
Также философ призывал следить за мыслями, имеющими свойство превращаться в слова. Слова же приводят к действиям, а действия становятся привычкой. Стоит следить и за привычками, так как они формируют характер. А характер определяет судьбу человека.
Учил китайский мудрец и терпению, говоря:
Цитата «Всему свое время: я развиваю в себе терпение, искусство ждать».
Немаловажную роль в Дао играют взаимоотношения с людьми, стремление понять их поступки и не осуждать понапрасну. По этому поводу Лао-Цзы говорил:
Цитата «Никогда не судите человека, пока не пройдете длительный путь в его обуви».
Религиозно-философское учение Лао-Цзы не только призывает к совершенствованию души и тела, но и дает пищу для размышления, относительно цели пребывания человека на Земле. Согласно трактату «Дао Дэ Цзин» новый день дает людям шанс начать все с чистого листа. Достаточно лишь совершить первый шаг.