17.06.2024
#доклад
#конференция
42

Бюджетное планирование и исполнение бюджета

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что такое бюджетное планирование
  2. Какие выделяют методы бюджетного планирования
  3. Как осуществляется бюджетное планирование
  4. Какие проблемы бюджетного планирования существуют
  5. Что такое исполнение бюджета

В этой статье мы разберем, в чем заключается бюджетное планирование, и определим пути реализации бюджета.

Что такое бюджетное планирование

Определение Бюджетное планирование — порядок состaвления и исполнения бюджетов рaзного уровня, используя нормативно-правовую базу и организационную основу, вопросы теории и методологии составления бюджета.

Бюджетный процесс — главная форма бюджетного планирования, состоящая из регламентированной законодательством деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, регионального и местного бюджетов.

Какие выделяют методы бюджетного планирования

Основы бюджетного планирования в России определяются Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами. Выделяют ряд методов бюджетного планирования, которые представляют собой способы и приемы расчета плановых показателей бюджета.

Методы бюджетного планирования:

  1. Экономический анализ — изучение экономических процессов и явлений с целью выявления взаимосвязей, влияния и тенденций развития. Используется для анализа исполнения бюджета в прошлом периоде, выявления резервов увеличения доходов, определения оптимальности расходования бюджетных средств. Такой метод позволяет получить понимание экономических процессов и принять обоснованные решения.
  2. Индексный метод — использование индексов для прогнозирования изменений экономических показателей (инфляция, полученные доходы, оплата труда). Используется в условиях инфляции и нестабильной экономики. Данный метод прост в использовании и быстро оценивает влияние изменений на бюджет. Но есть один недостаток: может быть неточным, если базовые показатели не объективны.
  3. Нормативный метод — использование норм и нормативов для расчета бюджетных показателей. Применяется для расчета расходов на содержание бюджетных учреждений, социальные программы. Данный способ обеспечивает унифицированный подход к расчету расходов, прост в использовании.
  4. Балансовый метод — увязка потребности в ресурсах с источниками финансирования. Используется для распределения бюджетных средств между регионами. Также обеспечивает сбалансированность бюджета и эффективное распределение ресурсов.
  5. Программно-целевой метод — разработка и реализация государственных программ с конкретными целями и сроками. Используется для финансирования приоритетных направлений развития (наука, образование, здравоохранение). Такой способ обеспечивает комплексный подход к решению проблем и повышает эффективность расходования бюджетных средств.

Методы бюджетного планирования должны быть гибкими и адаптироваться к изменениям в экономике и социальной сфере. Важно отметить, что на практике часто используется не один, а несколько методов бюджетного планирования в зависимости от конкретных задач и условий.

Как осуществляется бюджетное планирование

Бюджетное планирование — это многоступенчатый процесс, который делят на пять этапов:

  1. Составление проектов бюджетов. Финансовые органы уровней власти (федеральных, региональных, муниципальных) разрабатывают проекты бюджетов на основе прогнозов доходов и расходов, планов социально-экономического развития и задач, поставленных государством.
  2. Рассмотрение проектов бюджетов. Исполнительные органы власти изучают и анализируют представленные проекты бюджетов, внося предложения и коррективы.
  3. Утверждение бюджетов. Проекты бюджетов рассматриваются и утверждаются в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления.
  4. Распределение доходов и расходов. Финансовые органы разрабатывают бюджетные росписи, распределяя доходы и расходы между разными отраслями и учреждениями на каждый квартал года. Утвержденные показатели должны соответствовать закону о бюджете.

Для эффективного планирования бюджета необходимо провести тщательное прогнозирование.

Прогноз должен основываться на:

  • Анализе текущего состояния бюджета — изучение структуры доходов и расходов, выявление тенденций и проблем.
  • Разработке вариантов развития бюджета — предложение разных сценариев достижения плановых показателей бюджета, учитывая возможные изменения в экономике и политической ситуации.
  • Оценке оптимального варианта — выбор наиболее реалистичного и эффективного варианта развития бюджета, учитывая социально-экономические задачи и приоритеты всех уровней власти.

Такие прогнозы должны учитывать:

  • Разные концепции развития бюджета. 
  • Разнообразные подходы к формированию бюджетной. политики и управлению финансовыми ресурсами.
  • Влияние факторов ( экономические, социальные и политические).

Бюджетное планирование — это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного анализа, прогнозирования и координации действий органов власти. Эффективное бюджетное планирование является ключевым фактором для обеспечения финансовой устойчивости государства и реализации важных социально-экономических задач.

Какие проблемы бюджетного планирования существуют

Бюджетное планирование сталкивается с рядом проблем, связанных со сложностью процесса, необходимостью оперативно обрабатывать большие объемы информации и обеспечивать открытость и прозрачность всех стадий.

К основным проблемам бюджетного планирования относят:

  1. Отсутствие единой методики. Отсутствие законодательно закрепленной методики бюджетного планирования на макроуровне (региональном). Информация о методиках планирования часто не является открытой, что снижает прозрачность процесса.
  2. Неэффективность экспертных оценок. Нехватка квалифицированных экспертов в области бюджетного планирования. Низкая квалификация существующих экспертов, что может привести к неточным прогнозам и ошибкам в планировании.
  3. Недостаточное техническое оснащение. Отсутствие современных информационных систем и программных технологий для эффективной обработки и анализа данных в процессе планирования. 

Для решения вышеуказанных проблем можно разработать следующие пути решения:

  1. Разработка единой методики. Создать законодательно закрепленную методику бюджетного планирования, определяющую основные принципы и подходы к планированию на трех уровнях. И обеспечить открытость и доступность информации о методах планирования для участников бюджетного процесса.
  2. Повышение квалификации экспертов. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов в области бюджетного планирования. Создание системы аттестации экспертов для оценки их квалификации и компетенции.
  3. Развитие информационно-аналитического обеспечения. Создание системы сбора, обработки и анализа данных о состоянии экономики, социальной сферы и финансового рынка. Повышение качества и регулярности сбора и предоставления статистической информации для целей планирования.

Совершенствование бюджетного планирования является ключевой задачей для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов государства. Реализация предложенных мер позволит устранить существующие проблемы и повысить качество планирования бюджетов на всех уровнях власти.

Что такое исполнение бюджета

Исполнение бюджета — это заключительный этап бюджетного процесса, начинающийся с момента утверждения закона о бюджете законодательным органом власти и продолжающийся в течение всего финансового года. Его суть заключается в реализации доходной и расходной части бюджета на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

Выделяют два направления исполнения бюджета:

  1. Исполнение по доходам — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет всех видов доходов (налоги, платежи, пошлины и т.д.) в соответствии с утвержденным бюджетным планом. Надлежит проводить сбор налогов, контроль за оперативным внесением платежей, использование механизмов для увеличения доходной части бюджета.
  2. Исполнение по расходам — финансирование мероприятий, то есть требуется перечислять бюджетные средства получателям, предусмотренным законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм и в соответствии с установленными целями и приоритетами. Главное — контролировать использование средств по направлениям, выполнение мероприятий государственных программ.

Заметка Важно отметить, что исполнение бюджета по доходам и расходам тесно взаимосвязано. Недостаток доходов ограничивает реализацию бюджетных расходов, а неэффективное использование расходной части приводит к недостатку доходов в будущем. Контроль за исполнением бюджета ведут специальные органы власти (счетная палата РФ, контрольно-счетные органы регионов), которые проверяют соблюдение законодательства и то, чтобы бюджетные средства использовались по назначению.

Таким образом исполнение бюджета — ключевой этап в реализации государственной финансовой политики. От эффективности исполнения бюджета зависит осуществление социальных и экономических программ, обеспечение финансовой устойчивости государства и уровень жизни населения.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!