Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение №1 Композиция в литературе – организационная структура текста, система его логико-смыслового построения.
Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», в переводе означающего «составление». Как основная часть художественной работы, композиция определяет порядок расположения событий в рамках текста, связь с персонажами, форму повествования и разделение текста на части и главы. Разные виды сочетания частей текста в целое помогают автору донести до читателя свои мысли в соответствии с его задумкой, добавить в произведения новые смыслы.
Композиция играет ключевую роль в составлении фундамента прозаического произведения, выявляя его качество и целостность. Грамотно реализованная композиция разрешает писателю действенно заявить свою идею, развернуть сюжет и управлять чувствами читателя. Благодаря составленным пространственным и временным рамкам, нестандартным переходам между главами, резким добавлением персонажей и подбором стилей изложения, можно оценить, насколько тщательно автор работал над текстом. Композиция является ключевым элементом для структурирования содержания, управления ритмом и чувственным содержанием текста, выделяет идентичность произведения на фоне других работ. Да и просто, композиция – главный элемент теории литературы, которая будет важна не только для написания индивидуальных текстов, но и для качественного анализа чужих работ.
Самый распространенный вид построения произведений. Этот вид композиции демонстрирует читателю хронологическую последовательность событий, позволяя выстраивать последовательные сюжетные логико-событийные цепочки. В лирических текстах линейная композиция проявляет последовательное изложение мыслей, переход между идеями автора, которые формируют вывод всего произведения.
Являясь самой легкой формой организации текста, часто используется в наиболее простых и незатейливых работах, вроде детских сказок, автобиографий. Есть и серьезные тексты, построенные в хронологической последовательности, например , «Горе от ума». Именно линейное построение сюжета помогает пройти опыт героя, проникнуться им, познать становление личности главного героя. Но из-за примитивности содержания, почти не используется современными авторами.
Примеры линейной композиции: «Колобок», «Старуха Изергиль» М. Горького, «Обломов» И. Гончарова, «Василий Теркин» А. Твардовского.
Разберем построение сюжета «Обломова», чтобы лучше понять структуру линейной прозы. Сначала читатель узнает о существовании Ильи Ильича Обломова, живущего в Петербурге, в доме на Гороховой улице. Это начальная хронологическая точка. Дальше мы знакомимся с бытом главного героя, тем, как он мечтает и прозябает. Затем Обломов становится наследником поместья. Все эти действия идут последовательно, автор не возвращается от одного фрагмента к другому, а рассказывает цельную историю. Далее, так же последовательно, читатель видит, как Обломову не удается вести хозяйство. В итоге он не меняет свою жизнь, а лишь продолжает вести привычный образ жизни, но уже на другом месте.
Примеры линейной лирики: «Утро» А. Бунина, «Летний вечер» Ф. Тютчева, «Весна, весна! Как воздух чист!» Е. Баратынского.
Вид композиции при котором начало повествование совпадает с концом или полностью ему идентично. Прием добавляет тексту эффект завершенности и замкнутого круга. Часто данная композиция используется в лирических произведениях, чтобы осветить основную мысль текста или важную закономерность. В прозаических работах самым популярным методом оформления кольцевой композиции является рассказ в рассказе, когда в начале текста герой начинает рассказ, а под конец заканчивает его и подводит итоги.
Важно уточнить, что не обязательно, чтобы начало и конец полностью совпадали. Причем как в сюжетном плане, так и в составе участников. В конце может произойти еще ряд действий, главное, чтобы по сюжету эти события не превалировали над кульминацией, а дополняли ее. Современные авторы часто обращаются к круговой композиции – таким образом можно без особых изощрений придать тексту философскую концепцию и элитарный шарм.
Наиболее популярные прозаические цикличные произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Господин из Сан-Франциско» А. Бунина, «Божественная комедия» Данте Алигьери, пьеса Н. Гоголя «Ревизор», где чиновники ждут приезд проверяющего в начале и в конце.
Разберем построение сюжета «Господина из Сан-Франциско», чтобы лучше понять структуру кольцевой прозы. Вначале главный герой начинает свое путешествие на корабле «Атлантида». Далее мы знакомимся с внутренним миров героя, его прошлым и настоящим. Затем наступает кульминация – смерть господина, освещение пороков светского общества, безразличия толпы на горе человека. А дальше цикл завершается тем, что главный герой вновь отправляется в плаванье на корабле «Атлантида», но теперь не в роскошном номере, а на дне темного трюма и в гробу.
Примеры круговой лирики: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» С. Есенина, «Бородино» М. Лермонтова.
Говоря простым языком, это линейная композиция, разрезанная на фрагменты, идущие не в хронологическом, а в задуманном автором порядке. Существует в концепции вне времени, когда читатель не следит за хронологией сюжета, а растягивает пространство, переходя из разных частей истории. Это довольно бунтарская композиция, воплощающая идею намеренного отсутствия целостности повествования. Отражает несовершенство действительности, хаос бытия, поток жизни.
Это довольно сложный прием, так как в смешении сюжета должена быть значимость. Данная композиция должна порождать новые смыслы, менять цель текста таким образом, чтобы линейный пересказ становился невозможным. Фрагментарность может проявляться по-разному: это может быть пересказ текста от нескольких лиц, чтение дневниковых записей или объединение мнений главного героя и второстепенного персонажа, их воспоминания.
Наиболее популярные прозаические фрагментарные произведения: «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Прислуга» К. Стокетта, «Тринадцатая сказка» Д. Сеттерфилд.
Разберем построение сюжета «Герой нашего времени», чтобы лучше понять структуру фрагментарной прозы. Вначале читатель узнает Печорина глазами Максима Максимыча. Только затем он знакомится с ним через личный дневник, записи в котором идут в хаотичном порядке. Но такое расположение помогает читателю понять душу героя, причину, которая сделала Печорина таким, какой он есть.
Пример фрагментарной лирики: «Из края в край, из града в град» Ф. Тютчева. Лирических произведений с этой структурой организации текста крайне мало.
Это структура, в которой есть несколько сюжетных линий, развивающихся независимо друг от друга. В таком тексте не один главный герой, как минимум, двое. Их судьбы развиваются по-разному, но могут переплетаться. Этот тип структурной организации текста используется в монументальных работах, смысл которых – подчеркнуть дифференциацию между социальными группами или действительностью времен, различия между восприятиями глобальных событий и перемен.
Также параллельная композиция создает объемную сюжетную картину, помогает сопоставить тему с позиции ее сторонников и противников, рассматривает несколько тематик, демонстрируя их взаимосвязь.
Наиболее популярные прозаические параллельные произведения: «Хождения по мукам» А. Толстого, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, «Искра жизни» Э.М. Ремарк, «Имя розы» У. Эко.
Разберем построение сюжета «Хождение по мукам», чтобы лучше понять структуру параллельной прозы. Вначале читатель знакомится с двумя героинями – сестрами Дашей и Катей. Девушки живут в Петербурге 1914 и ожидают «страшный, роковой день». Далее читатель знакомится с мужчинами их сердец – Вадимом Рощиным и Иваном Телегиным. Вихрем войны и революций герои разносятся по разным уголкам страны. А далее автор следит за ходом исторических событий глазами разных людей, чьи судьбы вновь и вновь стремятся переплестись, и в итоге переплетаются. Композиция позволяет ознакомиться с историей с разных сторон, проникаясь позицией каждого из героев.
Пример лирического произведения с этой структурой организации текста: «Левый марш» В. Маяковского.
Сочетание разрозненных текстов, воссоздающих единый сюжет. Часто это пересказ истории с использованием дневниковых записей и воспоминаний очевидцев. Редкая композиция, так как зачастую использование разных источников повествования выступает не отдельной композицией, а усилителем художественной выразительности текста.
Тем не менее, яркий пример с мозаичной организацией текста – роман «Даниэль Штейн, переводчик». В тексте автор хаотично использует записи дневника, воспоминания переписку и диалоги, которые воссоздают разные, параллельно развивающиеся сюжеты.
Сборник «Молекулярное кафе», «Посол без верительных грамот» также можно отнести к данной структуре организации текста.
Структура текста, располагающая конец текста в начале, а начало в конце. Читатель сначала знакомится с итогом действий героев, а только потом постигает причины совершения итогового поступка. Часто инверсия используется с оправдательной целью, чтобы показать, что нельзя судить людей, ведь даже за самыми страшными поступками порой скрываются объективные причины.
Также инверсия популярна среди писателей детективов, сначала раскрывающих детали сцены преступления, а затем ведущих расследование. Это наделяет читателя информацией, позволяющей опережать действия детективов и чувствовать себя хозяином положения.
Разберем построение сюжета «Что делать?» Н. Чернышевского, чтобы лучше понять структуру инверсионной прозы. В начале текста герой совершает самоубийство на Литейном мосту. Далее читатель знакомится с его женой, их историей брака, предательствами и изменами из прошлого. В последующем мы узнаем, что самоубийства не было – герой уехал в Америку и реализовался там. Сюжет в начале текста ставит главного героя в позицию жертвы, но инверсия позволяет перевернуть все на 180 градусов, делая из него победителя.
Изучая типы композиций, можно погрузиться в удивительный мир литературы, где каждый тип обладает своей уникальной структурой и особыми художественными приемами. От классических линейных композиций до современных экспериментов с повествованием, разнообразие видов композиции дает авторам возможность играть с формой и структурой текста, делая чтение увлекательным и захватывающим.