Анализ маркетинговой среды предприятия
Среда хозяйствования: определение, виды и структура
Определение 1 Маркетинговая среда компании — совокупность внешних и внутренних условий хозяйствования предприятия.
Внешние условия хозяйствования характеризуют ближнее и дальнее окружение компании или внешнюю маркетинговую среду. Условия протекания бизнес-процессов внутри компании — это внутренняя маркетинговая среда предприятия.
Заметка 1 Качество внутренних условий деятельности компании зависит от принимаемых управленческих решений и внутренней структуры предприятия.
Анализ окружения компании: этапы, методы и теория
Определение 2 Анализ условий маркетинговой среды — процесс сбора, подготовки и обработки данных о факторах условий хозяйствования предприятия и их влиянии на показатели производственно-финансовых результатов компании.
Проведение аналитических действий осуществляется поэтапно:
- Определение методики анализа;
- Определение спектра показателей для аналитической работы;
- Описание выбранных показателей и их перспектив развития;
- Оценка их влияния на предприятие;
- Выработка наиболее эффективной стратегии реагирования.
Теоретико-методологическая база методик проведения аналитических работ представлена двумя группами методов:
- Методы, предназначенные для анализа внутренних условий компании: определение ресурсной базы, VRIO-методика, определение основных компетенций компании, методика SNV, методика построения матриц DCG или McKinsey/GE;
- Методики выполнения аналитики внешних условий компании: PEST-анализ, моделирование среды компании по пяти силам Портера, формирование карты стратегических групп и стейкхолдеров, установление ключевых факторов успешности компании на отраслевом рынке.
Заметка 3 Результаты анализа среды деятельности компании позволяет оценить перспективы и риски деятельности предприятия в условиях стратегического планирования.