Каналы сбыта в маркетинге
Понятие и сущность
Определение Канал сбыта — это форма и вид реализации товара.
Заметка 1 Каналы сбыта — это методы взаимодействия производителя и потребителя. То есть посредником реализации товара.
В учебной литературе выделяют виды каналов распределения:
- нулевой: товар напрямую;
- одноуровневый: в процессе перехода товара возникает один посредник;
- двухуровневый: увеличение посредников до 2-ух;
- трехуровневый: наличие 3-х посредников.
Также выделяют каналы, где существует более 3-х посредников. Подобные каналы используются редко, так как каждый посредник берет свою цену и на эту стоимость увеличивается цена товара.
Типология распределения по каналам сбыта
На рисунке 1 приведена общая типология распределения товаров по каналам.
Рисунок 1 — Общая типология распределения товара по каналам
Заметка 2 Для производственных товаров посредником по каналу распределения выступают агенты и промышленные дистрибьюторы. Конечным потребителем является покупатель промышленной продукции.
Для потребительских товаров конечным потребителем является физическое лицо.
На рисунке 2 приведена общая типология распределения услуг по каналам.
Рисунок 2 — Типология распределения услуг
На основании рисунка 2 можно сделать вывод, что выделяют два канала распределения услуг: напрямую и через посредника.
Пример 1 Косметологи используют прямой канал распределения и реализации услуги. Сами производят и сами реализуют клиентам.
Пример 2 Туристические агенты используют второй тип канала распределения услуги. Они являются посредниками для конечного потребителя и туристического оператора (который формирует туристический продукт).