Понятие и виды суггестии
Общие сведения
Термин «суггестия» распространен в современной психологии и теории массовых коммуникаций.
Определение Под суггестией понимают внешнее навязывание человеку определенных убеждений, способов мышления и установок (извне). Внушение достигается благодаря психологическим приемам, которые ослабляют критический взгляд человека на окружающую действительность и снижают вероятность объективной оценки внушаемого человеку содержания. Суггестия имеет место как в состоянии гипноза или транса, так и в адекватном сознании индивида.
Заметка 1 Несмотря на то что главным инструментом внушения остается речь, другие формы передачи информации (например, видео или напечатанный текст) также могут использоваться для суггестивного воздействия на человека.
Виды и особенности суггестии
Выделяют два главных вида внушения — внутреннее и внешнее. Внутренняя, или ауто- суггестия представляет собой набор самовнушений. Аутосуггестия основана на идее возможности управления человеком своих психофизиологических процессов. Так, И. М. Сеченов (рис. 1) полагал, что видеть реального человека и представлять его в своем сознании — один и тот же психологический процесс.
Рисунок 1. Физиолог Иван Михайлович Сеченов
Заметка 2 Аутосуггестия часто применяется в психотерапии.
Внешняя, или гетеро- суггестия связана с воздействием на человека извне. Такое воздействие может осуществляться другим индивидом (например, коучем НЛП) или общественным институтом (например, реклама в средствах массовой информации). Приемы суггестии распространены как в межличностном общении (например, воспитание детей и медицина), так и в массовой коммуникации (политическая пропаганда и реклама).
Заметка 3 Более подвержены внушению люди в измененном состоянии сознания, группы, находящиеся в толпе, а также дети и стеснительные, неуверенные в себе люди.
Список литературы
- Александрова И. Ю. Социальная суггестия как способ социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации // Вестник ГУУ. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-suggestiya-kak-sposob-sotsialno-psihologicheskogo-vozdeystviya-v-protsesse-reklamnoy-kommunikatsii (дата обращения: 03.08.2020).
- Константинов А. В. ВНУШЕНИЕ // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/psychology/text/1920943 (дата обращения: 03.08.2020).
- Мирошниченко Г. А. Внушение в рекламе: особенности коммуникативного механизма // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2019. №2. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnushenie-v-reklame-osobennosti-kommunikativnogo-mehanizma (дата обращения: 03.08.2020).