Деление в столбик: правило, примеры

Содержание:

Цитата №1 «Нет быстрого и верного деления без знания таблицы умножения». Пифагор

Деление — умножение наоборот. По этому арифметическому действию можно узнать, какое количество раз одно число входит в другое. Например, как разделить 10 на 5? Для этого нужно понять, какое число надо умножить на 5, чтобы получить 10. Это 2. Значит, 10:5=2. Это простой пример, который можно решить в уме.

Если нужно объяснить ребенку, что такое деление, можно попросить его разделить что-то. Возьмите две конфеты. Одну оставьте себе, вторую дайте ребенку. Так ребенок поймет суть — конфеты вы поделили поровну без остатка.

Дети не понимают абстрактные понятия: им нужны конкретные объяснения. Расскажите о двух спортивных командах, которые едут в одном автобусе на соревнования. В каждой — 10 игроков. Одна команда сидит справа, другая — слева. Всего 20 человек. Для наглядности нарисуйте их.

Еще один наглядный способ — этот рисунок. По три мяча в двух группах. Всего их шесть. Если шесть мячей разделить на две группы, в каждой получится по три штуки.

Вы можете нарисовать яблоки, груши и даже котиков. Главное, чтобы ребенок наглядно увидел принцип этого математического действия, понял его и легко решал примеры.

Деление.jpg

В тех случаях, когда сложно делить в уме, можно делать это в столбик. Это название придумали не случайно: привычный знак деления заменен на уголок. Это стандартная процедура в арифметике, когда процесс деления разбивают на более простые шаги.

Чтобы делить числа в столбик, надо знать таблицу умножения. Без нее невозможно выполнять арифметические действия. Еще надо хорошо знать компоненты деления, понимать, как они взаимосвязаны между собой, быстро и точно выполнять вычитание и уметь работать с разрядами.

Возьмите таблицу Пифагора. Например, 5 * 6 равно 30:

  • 5 — первый множитель
  • 6 — второй множитель
  • 30 — произведение (то, что вышло в результате умножения).

Если 30 (произведение) разделить на 6 (второй множитель), получится 5 (первый множитель).

Таблица Пифагора.jpg

Как правильно делить в столбик, или уголком

Основные компоненты деления:

  • то, что делят, — делимое;
  • то, на что делят, — делитель;
  • результат деления — частное.

Основные компоненты деления

Деление многозначного числа на однозначное

Пример №1 

1. Запишите числа и разделите их уголком. Делимое 936. Рядом — уголок. В верхнем углу — 3 (это делитель), в нижнем будет ответ (частное).

Пример1

2. Выясните, сколько раз 3 входит в 9. Как это узнать? С помощью сложения. 3+3+3=9. Три раза. Первая цифра частного — 3.

Пример1.2

 

3. Умножьте делитель 3 на цифру частного 3. Равно 9. Запишите ее под первой цифрой делимого и сделайте вычитание в столбик: 9-9=0. Напишите следующую цифру делимого — 3.

Пример 1.3

4. Теперь перейдите к делителю 3. Выясните, сколько раз 3 содержится в 3. Только раз. Запишите 1 в ответе и проверьте. 1 Для этого сделайте 1*3, выходит 3. 3-3=0. Его не надо записывать. Опустите 6.

Пример1.4

5. 3 содержится в 6 два раза. Запишите в частное 2. Теперь сделайте 2*3. Равно 6. 6-6=0. Ответ — 312.

Пример1.5

 

Пример №2

Пример 2

1. Выясните, сколько раз 7 содержится в 9. Попробуйте 7 * 1. Равно 7. Теперь умножьте на 2. Ответ — 14. Это много. Значит, первая цифра частного — 1.

Пример 2.2

2. Сделайте 7*1. Равно 7. Запишите ее и сделайте 9-7=2.

Пример 2.3

3. Теперь попробуйте сделать 2/7. Получается? Нет, потому 2 меньше 7. Нужно увеличить. Для этого объедините его со следующей цифрой делимого — 3. Вышло 23.

Пример 2.4

4. Теперь сделайте 23/7. Для этого выясните, какое количество раз 7 входит в 23. Если 7 * 3 равно 21. Если 7 * 4, равно 24. Это много. Подходит 3. Эту цифру запишите в частном. Теперь умножьте 3 на 7. Равно 21. Запишите 21 внизу под 23. 

Пример 2.5

5. Теперь найдите последнее число частного. Сделайте 23 минус 21. Вышло 2. Оно не делится на 7, так как слишком маленькое. Нужно увеличить его. В делимом 8 осталось неиспользованным. Объедините его с 2. Равно 28.

Пример 2.6

6. Выясните, сколько раз 7 содержится в 28. 7 * 4, получается 28. Четыре раза. Запишите 4. В итоге ответ — 134.

Пример 2.7

Деление многозначного числа на двузначное

При делении многозначного числа на двузначное придерживайтесь такого же алгоритма. Но здесь есть свои нюансы.

Пример №3

1. Найдите первое неполное делимое. 8 меньше, чем 92. 82 тоже меньше, чем 92. Первое неполное делимое — 828. Его можно поделить 92.

 Пример3

2. Найдите первую цифру частного. Каким образом? Подбирать по очереди: сначала поставить в ответ 1, потом 2, потом 3 и так до тех пор, пока не получится нужное число? Не делайте так, потому что это займет много времени. Нужно решить этот пример так же, как и деление на однозначное. Для этого отбросьте в делимом и делителе последнюю цифру.

Найдите первую цифру частного

3. Получится, что нужно 82/9. Вы уже знаете алгоритм. Выясните, сколько девяток содержится в 82. Подходит 81. Разделите его на 9. Получается 9. Запишите 9.

Пример3.1

4. Проверьте, подойдет ли 9. Для этого сделайте 9*92. Решите пример на черновике: 92 х 9 =828. 9 — это верный ответ. Решение надо записать в чистовик, вычесть 828. Получается 0, а в частном— 9.

Пример 3.2

Деление многозначного числа на трехзначное

При делении многозначного числа на трехзначное придерживайтесь уже знакомого вам алгоритма.


Чтобы закрепить его на практике, решите такой пример:

Пример №4 

1. Найдите первое неполное делимое. 8 нельзя разделить на 314. 81 тоже не делится на 314. А 816 делится. Вы нашли первое неполное делимое. 

Пример4

2. Округлите первое неполное делимое 816 и делитель 314 до сотен.

Пример4.1

Получилось 800 и 300. Сколько раз 300 входит в 800? Два раза. 2 — это первое пробное число. Теперь надо убрать нули в делимом и делителе. Теперь снова 8164 и 314. 

Пример4.2

3. Попробуйте использовать 2. 314*2, получится 628. Если умножьте 314 на 3, получится 942. Оно больше 816 — не подходит. Остановитесь на 628. Запишите 2 и сделайте 816 минус 628. Получилось 188. Опустите следующую цифру делимого 4.

Пример4.3

Теперь 1884/314. Округлите до сотен 314 и 1884. 

Пример4.4

Разделите 1800 на 300. Получится 6. Это пробное число. Проверьте. Для этого надо уберите нули и сделайте 314*6. Получается 1884. Пробное подошло. Запишите его в частном. 

Пример4.5

Теперь 6*314. Получается 1884. 1884-1884 = 0.

Пример4.6

Заметка №1 Этот способ удобен тем, что можно получить наиболее приближенное пробное число. Любое полученное пробное надо обязательно перепроверять.

Деление с остатком

Как 15 разделить на 4? Сколько раз 4 помещается в 15? Если 4 * 3, получится 12. Если умножить на 4, то 16. Это много. Нужно остановиться на 12. 

Деление с остатком

Но если 4*3, получится 12. Значит, 15 полностью не делится.

Деление с остатком2

Сколько же остается? Проверить это можно так: 15-12=3, где 3 — это остаток.

Заметка №2 Нужно, чтобы остаток (3) был меньше делителя (4). Три меньше, чем четыре. Пример сделали правильно.

Большие числа делят столбиком. Обычно внизу всегда остается 0 и показывает, что пример решили до конца. Но иногда целиком поделить число не получается: что-то остается, и вместо 0 появляется какая-то другая цифра, например, 3. Это и есть остаток. Такое деление называется делением с остатком.

Пример №5 

1. Найдите первое неполное делимое. 6 больше, чем 3, равно ему или меньше, чем 3? 6 больше, чем 3. Можно поделить 6 на 3. В ответе будут две цифры.

Пример5

2. Разделите 6 на 3. Получится 2. Надо проверить: 2*3, будет 6. 6-6=0. Его не надо записывать.

Пример5.2

3. Теперь разделите 8 на 3. Сколько раз 3 вмещается в 8? Два раза, а на третий уже получается 9. В частное запишите 2. 

Пример5.3

4. 2*3. Получится 6. 8 -6=2. В результате 2 — это остаток.

Пример5.4

5. Получается, полностью разделить 68 на 3 нельзя. Осталось 2 в остатке. Теперь проверьте деление. Для этого надо сделать 22*3. Получится 66. К 66 надо прибавить остаток 2. Получится 68, как и в делимом. Значит, пример решен верно. 

Заметка №3 При проверке надо всегда добавлять остаток. Тогда снова получится исходное число. В этом примере это 68.

Деление десятичной дроби на натуральное число

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, придерживайте следующего алгоритма:

  1. Разделите дробь на это число. Пусть вас не смущает запятая. Не обращайте на нее внимания.
  2. Поставьте запятую, когда разделите целую часть.

Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых.

Пример №6

Пример6

1. Целая часть — 2. Разделите ее на 4. Не получится, потому что в этом примере целая часть меньше делителя, значит, частное будет начинаться с нуля целых. Поставьте в частное ноль и запятую.

Пример6.1

2. Умножьте 0 на 4. Равно 0. 2-0=2. Запишите 2 и добавьте 9.

Пример6.2

3. Какое количество раз 4 входит в 29? Правильно: семь раз. Запишите 7 в частное и умножьте его на 4. Получается 28. 29 минус 28 равно 1.

Пример6.3

4. Опустите 2. Равно 12. Сколько раз 4 содержится в 12? Три раза. В частном получается 3. Проверьте: 3*4 равно 12. Значит, в остатке — 0, а в ответе — 0,73.

Пример6.4Заметка №4 Чтобы проверить, правильно ли вы решили пример, умножьте 0,73 на 4. В ответе должно получиться 2,92.

Вот другой пример, где целая часть больше делителя:

Пример №7

 Пример7

1. Первая цифра делимого — 1. Можно разделить на 3? Нет. Значит, надо попробовать сделать 17/3. Сколько раз 3 содержится в 17? Пять раз. Запишите в частном 5 и поставьте запятую, так как после 17 есть запятая.

Пример7.1

2. Нужно сделать 5*3. Равно 15. Из 17 вычесть 15, будет 2.

Пример 7.2

3. Напишите 4 рядом с 2. Получится 24. Сколько раз 3 содержится в 24? Восемь раз. В частое пойдет 8.

Пример7.3

4. Проверьте, правильно ли решен пример. Нужно 5,8*3. Равно 17,4, как и делимое. Все верно. Ответ — 5,8.

А теперь пример, где делимое меньше делителя: 1,28/4.

Пример №8 

1. Целая часть — 1. Можно разделить ее на 4? Нельзя, потому что один меньше четырех. Значит, в частном первой цифрой будет 0. Напишите 0 и поставьте запятую.

Пример8

2. 0*4. Равно 0. 1-0=1. Запишите 1 и добавьте 2.

Пример8.1

3. 4 входит в 12 три раза. Запишите 3 в частное и умножьте его на 4. Равно 12. 12 минус 12, получается 0. Его не записывайте. Вынесете 8.

Пример8.2

4. Какое количество раз 4 входит в 8? Два раза. Значит, 2 в частное. Проверьте: 2*4 равно 8. Сделайте 8 минус 8. Получается 0. Ответ — 0,32.

Пример8.3

Проблемы с математикой появляются из-за непонимания того, как делать простые арифметические действия. Умение складывать и вычитать должно быть доведено до автоматизма. Также нужно, чтобы таблица умножения отлетала от зубов. Остальное — это дело техники, которую можно наработать постоянной практикой. Решайте примеры столбиком постоянно, и скоро вам не будет равных в этом деле!

Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы