Рады, что вам понравилась статья 😊
Образование — обучение человека какому-либо навыку, получение личностью знаний в определенной сфере, процесс, который тянется всю сознательную жизнь индивида. Получение образования предусматривает достижение различных целей, использование самых разных методов. Образование может стать самоцелью.
Глобальных целей современного образования четыре: формирование компетенций, знаний, навыков, подготовка личности к жизни в обществе.
У необразованного человека меньше шансов получить высокооплачиваемую работу, воспользоваться благами, предлагаемыми социумом. Образование помогает развиваться, мыслить логически, оценивать различные ситуации спокойнее, планировать действия, ставить цели и добиваться их достижения. Образование должно быть доступным. Цели образования, в том числе, и глобальные, меняются. Они зависят от человека, а также от уровня образованности в обществе, государстве, требований, выдвинутых властными структурами.
Формирование компетенций в рамках целей образования — это процесс, направленный на развитие у учащихся необходимых знаний, умений, навыков и личных качеств, которые помогут им успешно адаптироваться в профессиональной и социальной жизни. Этот процесс предполагает интеграцию теории и практики, что позволяет студентам не только усваивать академические знания, но и применять их на практике. Важным аспектом является развитие критического мышления и навыков решения проблем, что помогает студентам анализировать информацию и принимать обоснованные решения в различных ситуациях.
Образование также должно способствовать развитию личности и социализации, помогая студентам стать ответственными, коммуникабельными и способными работать в команде. Междисциплинарный подход, который объединяет знания и методы из разных областей, позволяет студентам видеть связи между различными дисциплинами и применять комплексные подходы к решению задач. Гибкость и адаптивность также являются ключевыми компетенциями, которые помогают студентам быстро осваивать новые технологии и методы, а также адаптироваться к меняющимся условиям.
Цели образования определяют, какие компетенции должны быть сформированы у студентов и направляют этот процесс, учитывая не только текущие потребности, но и перспективы развития общества. В результате, формирование компетенций становится многогранным процессом, который подготавливает студентов к успешной профессиональной и социальной деятельности в современном мире.
Образованный человек быстрее находит выход из непростых ситуаций, нестандартно решает поставленные перед ним задачи, способен сохранять спокойствие при грозящей опасности.
Образование помогает устроиться на лучшую работу, обеспечивать более высокий уровень жизни, комфорт. Кроме того, общее недовольство собой и окружающими также связано с образованием. Люди, получившие достаточный уровень знаний, меньше склонны к проявлению различных депрессий и заболеваний, связанных с мозгом.
Глобальный мир требует от человека проявления гибкости и умения приспосабливаться к резким изменениям жизни. Главным событием 1930-х гг. прошлого столетия был всемирный экономический кризис — Великая депрессия. Кризис затронул все сферы жизни общества, лишив людей дома, средств к существованию, возможности для заработка и надежды на лучшее, уверенности в завтрашнем дне.
Человек, родившийся на заре XXI века, с подобным кризисом сталкивался неоднократно. Кризисы сотрясают мир с промежутками в 5–10 лет, что не оставляет шанса на впадение в депрессию. Необходимо приспосабливаться к изменениям. У образованных людей это получается лучше, поэтому образование считается тем, что помогает подготовить человека к жизни в изменчивой среде.
Критическое мышление и творчество — это то, что развивается в процессе обучения. Человек рождается с определенными способностями, но выявить их и развить помогает образование. Никто не станет художником, если не получит инструментов для рисования и не поймет, как им пользоваться. Образование — процесс вручения человеку инструментов и демонстрация правил их применения.
Повышение уровня доступности образования — задача, выполнение которой является показателем демократического государства. В начале прошлого века образованных людей было немного. Не каждому удавалось добиться получения даже начального образования. Люди не умели читать и писать. В странах третьего мира и сейчас сохраняется пагубная тенденция в сфере доступности знаний. Дети не ходят в школу, у них почти нет шансов на поступление в высшее учебное заведение. Но в развитых и развивающихся странах доступность образования закреплена на государственном уровне. Учеба в школе является не привилегией, а обязанностью. Если по каким-либо причинам родители не могут выполнить эту обязанность, за дело берутся власти. Школьным образованием охвачено 100% детей.
Достижение поставленных образовательных целей реализуется посредством использования различных методов, помогающих сделать процесс учебы интересным и понятным.
Интерактивные методы обучения сводятся к постоянному взаимодействию педагога и ученика. Используются для повышения интереса к учебе, эффективности обучения, формирования у учеников навыков самостоятельной работы. К интерактивным методам относят:
Интерактив помогает развитию мышления и укреплению связей в коллективе.
ИКТ являются совокупностью методов, процессов и программ. Ориентирован сбор на обработку, хранение, распространение и использование информации в интересах пользователя, в данном случае, обучающегося.
Использование ИКТ помогает интегрировать различные виды деятельности, разрабатывать и внедрять программы дистанционного обучения, поддерживать необходимый уровень преемственности и непрерывности процесса обучения.
Современное образование нацелено на охват обучающимися программами всех учеников, без исключения. Преподавателям рекомендуется использовать индивидуальные подходы в обучении, выстраивать процесс учебы таким способом, чтобы знания оставались понятными и доступными ученикам с разной степенью подготовки.
Этот метод применяется с целью формирования у обучающихся умений самостоятельного поиска решения проблем. Проблемы создаются преподавателем и рассматриваются как стимул обучения.
Стремительные изменения обстановки в мире ставят перед образованием множество вызовов и одновременно расширяют его перспективы. В середине прошлого века человек, поступивший в высшее учебное заведение, чтобы стать переводчиком выпускался из этого учебного заведения обладателем именно этой профессии. Он находил работу и посвящал ей всю оставшуюся жизнь.
Глобализация мира заставляет и позволяет человеку менять планы и мечты в короткие сроки. Например, поступление в университет для обучения юриспруденции, не гарантирует получение на выходе диплома юриста. Популярность и востребованность профессий меняются с сумасшедшей скоростью. В какой-то момент программа обучения вуза, куда поступил студент, становится не актуальной, профессия невостребованной, появляются более престижные варианты.
Задача образования — научить человека видеть перспективы и поспевать за требованиями времени. Выполнение задачи возможно исключительно при повышении компетенций преподавателем и расширением использования информационных технологий в образовательной среде.