Рады, что вам понравилась статья 😊
В XX веке педагогика являлась достаточно статичной и даже консервативной дисциплиной. Но на современном этапе ее отличает гибкость в выборе методов обучения. Педагоги и родители вправе самостоятельно решать, какие способы следует использовать для повышения эффективности процесса обучения. Например, эвристический метод обучения, ранее вызывающий массу нареканий, сейчас применяется повсеместно.
Определение: Эвристическое обучение — инновационный метод, применяемый с целью воспитания самостоятельной личности.
Точного определения понятия не существует, но в большинстве случаев его рассматривают, как один из методов, направленных на выработку у учащихся способности к самостоятельному поиску ответа на поставленный преподавателем вопрос.
Эвристический метод — это и форма обучения, и метод обучения, и технология творческого развития. Если рассматривать именно метод, говорят о том, что результатом его применения должно стать обретения учениками собственного понимания содержания обучения, его целей и задач, осознанности необходимости учебы и обретения новых знаний.
Считается, что обучение, в основе которого находится использование эвристического подхода, — непрерывно, связано с постоянным обретением новых знаний и умений. Первым человеком в истории педагогики, применившим эвристическую методику, оказался Сократ. Древнегреческий философ забрасывал учеников вопросами, требуя отвечать на них, даже если им не известен правильный ответ. Таким способом он побуждал их к беседе и рассуждению, поиску истины.
Эвристический метод используется преподавателями, готовыми к работе с творческими личностями, не беспокоящимися о поиске ответа на неудобные вопросы и попадании в нелепые ситуации. Применение его способствует формированию у учеников собственных представлений и опыта, мнения о процессе обучения, его целях и задачах. В нем сочетается познавательная и творческая деятельность. Учитель не является источником знаний, а задает направление и тон обучения. Ученик самостоятельно находит и изучает важную для него информацию. Он создает собственные гипотезы, изделия, тексты, которые в дальнейшем сравниваются с существующими, обсуждаются в беседе с учителем.
Особенностью метода считается невозможность заблаговременного предсказания полученных результатов. Итог деятельности ребенка зависит от наличия у него базовых знаний в конкретной области и личностных характеристик. Успешность применения метода определяется не степенью готовности конкретной работы, возможностью ее практического применения или правильностью сделанных выводов, а способностью ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Если ученик умеет без помощи постороннего искать и анализировать данные, формулировать собственное мнение о предмете, значит, цели обучения достигнут.
Реализация эвристического подхода возможна исключительно при соблюдении следующих принципов:
Эвристический подход позволяет раскрыть творческий потенциал учеников, формировать личность инициативную, не беспокоящуюся о провалах и неудачах. Ученики учатся быть ответственными, находить необычные решения и получать результаты, даже если они кажутся недостижимыми.
Главными элементами эвристического подхода считаются: самообразование, саморазвитие, творческий подход, мотивация, индивидуальное достижение целей. Он сочетает классику и творчество, ситуативность и индивидуальность. Совершенствование теоретических представлений и развитие практических навыков ученика предполагает поэтапное достижение целей обучения. Педагогу, избравшему эвристический подход в качестве основного, предстоит:
Эвристический метод обучения основан на логике, применении критического мышления и анализе ситуации на каждом из этапов.
В рассматриваемом подходе применяются три группы методов — когнитивные, креативные и организационно-деятельностные. Когнитивные методы представлены следующими приемами подготовки:
Креативные методы направлены на развитие творческого мышления, поиск необычного решения задач. Используются такие приемы, как: воображение, гиперболизация, мозговой штурм, синектика, постановка эвристических вопросов и инверсия. Этот метод невозможно реализовать без наличия у ученика определенных базовых знаний по изучаемой теме.
Применение организационно-деятельностных методов дисциплинирует учеников, учит проявлению ответственности, грамотности в выборе подходов для решения поставленных вопросов. Ученики учатся ориентироваться в потоке информации, быстрее находить нужные сведения, планировать и формировать доказательную базу. В рамках этого метода используют приемы целеполагания или планирования, взаимообучения, рецензии. Последний прием сводится к критике, обсуждению достоинств и недостатков и поиску новых решений.
Положительной стороной применения эвристического подхода в образовании считается развитие и повышение уровня самостоятельности учеников, интереса к исследовательской стороне учебы, мотивации к учебе. Ученики учатся планировать, организовывать и контролировать собственные действия. Наблюдается личностный рост, воспитанники дисциплинируются, становятся ответственными.
Отрицательная сторона метода проявляется исключительно в отношении преподавателя. Использование такого подхода нуждается в наличии большего количества сил и энергии. От педагога требуется моральная и психологическая устойчивость.