31.08.2024
#Педагогика
42

Использование игровых технологий в образовательном процессе

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие и эффективность игровых технологий в образовательном процессе
  2. Функции игровых технологий
  3. Характеристика структуры игровых технологий
  4. Виды педагогических игр
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Игра в разных формах и проявлениях сопровождает человека на протяжении жизненного пути, но наиболее продуктивное воздействие оказывает в детстве и отрочестве. Она привлекает детей, активизирует, вовлекает в решение разнообразных задач. Эти характеристики обусловливают применение игровых элементов при организации учебно-воспитательных занятий.

Понятие и эффективность игровых технологий в образовательном процессе

Игровые технологии представляют методический комплекс, содержащий разнообразные средства, методы, приемы, направленные на планомерную организацию учебно-воспитательной работы в форме соответствующих теме занятия педагогических игр.

Применение игровых технологий при грамотном включении в структуру образовательной работы содействует расширению кругозора обучающихся, формированию познавательной активности, присвоению навыков практического труда. Служит результативным средством мотивации к изучению программного материала за счет складывающейся благоприятной комфортной атмосферы.

Зависит положительный итог от соблюдения следующих условий:

  • игры, подбираемые учителем, соотносятся с задачами урока (учебными, воспитательными, развивающими);
  • промежуток времени, отводимый на игровое взаимодействие, составляет ограниченную часть занятия.

Виды уроков, на которых целесообразно применять игровые технологии:

  1. С применением игровых заданий, ориентированных на достижение поставленной цели. Это конкурсы, КВН, соревнования и пр.
  2. С включением в структуру поурочного плана игровых заданий, тренингов, упражнений. Они ориентируются на развитие логики, мышления, памяти, сообразительности и т. д.
  3. С использованием развлекательно-познавательных элементов на каком-либо этапе урока. Например, заполнение кроссворда или проведение викторины с целью проверки усвоения нового материала.

image1

Фото: Кроссворд как средство проверки знаний. ruDALL-E

Игровые технологии признаются важными и результативными способами образовательного процесса. Обусловлено это тем фактом, что у детей наблюдается повышение заинтересованности, формируется стремление к освоению программного продукта, развивается самостоятельность и инициативность.

Значение игрового взаимодействия обусловлено направлением на:

  • преодоление пассивности учеников через включение в активное занимательное действие;
  • стимулирование мозговой деятельности;
  • тренировку памяти;
  • формирование и совершенствование речевых навыков;
  • воспитание чувства коллективизма, сотрудничества, ответственности, взаимопонимания.

Эффективность целенаправленного использования в образовании инновационных игровых технологий зависит от соответствия целям и содержанию учебной программы. Повышается результативность при систематическом включении активных элементов в структуру уроков.

Функции игровых технологий

Анализируя приемы, содействующие повышению практической пользы от учебно-воспитательной работы, выделяют введение в структуру занятий активных интересных обучающимся методов. Среди них отмечают игровые технологии, для которых характерны следующие функции:

  1. Развлекательная роль. Служит базой разнообразных игр. Чтобы у ребенка возникло желание стать участником предлагаемого действия, оно должно вызывать интерес, быть понятным и доступным для реализации.
  2. Коммуникативная функция. Направлена она на присвоение навыков плодотворного межличностного взаимодействия, способствует присвоению способов сотворчества и сотрудничества.
  3. Самореализация. В ходе игры участники исполняют несколько ролей, что в дальнейшем помогают им выбрать профессиональный путь.
  4. Психотерапевтическое действие. Обусловливает укрепление у детей уверенности, нужной для преодоления встречающихся трудностей, страхов, проблем.
  5. Коррекционная функция. Помогает позитивным изменениям в поведении, формах общения, мышлении и т. д.
  6. Межнациональная коммуникация. Подразумевает освоение культурных ценностей, общепринятых государством.
  7. Адаптационная составляющая. Результатом включения учеников в привлекательные общественные отношения служит более уверенное поведение в разнообразных жизненных ситуациях.

image3

Фото: Взаимопонимание при включении в игровое обсуждение. ruDALL-E

Общие черты игровых образовательных технологий:

  • свобода выбора типа развивающего действия, привлекательного для школьника, отвечающего его желаниям и потребностям;
  • творческий импровизационный характер проводимых педагогом игровых учебных методов;
  • складывающаяся в игре положительная доброжелательная атмосфера, способствующая снятию психологического зажима, приводящая к возникновению чувства уверенности и раскрепощению;

Одним из условий выступает соблюдение установленных правил, которые педагог или ведущий объясняет перед игровым действием в доступной и понятной всем участникам форме.

Характеристика структуры игровых технологий

Образовательные процессы не возникают спонтанно. Нужна продуманная предварительная подготовка каждого занятия. Если педагог планирует включение игровых техник, то на этапе разработки плана действий анализирует целесообразность их применения.

Нужно помнить, что для системных учебных приемов существует продуманная структура, обусловливающая плодотворную работу. В анализируемые игровые технологии, например, входят следующие составляющие:

  1. Целеполагание. Заключается в постановке с педагогическим и научным обоснованием образовательной цели.
  2. Планирование. Разработка этапов по достижению прогнозируемого итога с подбором средств и форм работы.
  3. Реализация цели. Применение разнообразных упражнений, тренингов, заданий в игровой форме, ориентированных на достижение прогнозируемого итога.
  4. Анализ, выявляющий положительный или отрицательный результат.

После аналитического этапа при неудовлетворительных показателях проводят корректировку вводных данных.

  • указывают роли, которые ведущим или по жребию распределяют на подготовительной стадии среди участников;
  • прописывают действия, выполняемые школьниками соответственно доставшейся роли;
  • устанавливают предметы, аксессуары, наглядности, нужные для проведения занятия;
  • определяют базовый сюжет (область действительности), воспроизводимый в ходе игры;
  • предусматривают отношения, возникающие на протяжении занятия между участниками.

Популярность в образовательной области игровых техник объясняется использованием активных элементов не только в роли составной части урока, но и с целью организации всего занятия.

Виды педагогических игр

Классифицируют разнообразные типы педагогических игр, применяемые при организации учебно-воспитательной работы, по нескольким показателям.

По сфере деятельности:

  • интеллектуальные;
  • подвижные (физические);
  • социально-ориентированные;
  • психологические;
  • трудовые.

По характеру организации педагогического труда:

  1. Обучающие. Игры по закреплению новых знаний (тренинговые). Упражнения по проверке усвоения информации (контролирующие). Обобщающие.
  2. Воспитательные. Познавательные. Формирующие новые навыки. Развивающие.
  3. Репродуктивные. Продуктивные. Эвристические. Творческие (креативные).
  4. Диагностические (упражнения, назначаемые специалистом). Коммуникативные. Профориентационные. Психотехнические (корректирующие игровые задания, требующие предварительного обследования).

image2

Фото: Знакомство с разными видами профессий. ruDALL-E

По методике проведения:

  • сюжетные (базируются на взаимосвязанных событийных действиях);
  • предметные (строятся на применении предметов духовного или материального национального наследия);
  • ролевые (предполагают разыгрывание разнообразных ролей);
  • имитационные (реализуются через моделирование заданной ситуации);
  • деловые (рассчитаны на выработку шагов решения поставленной проблемы);
  • драматизации (ученики становятся героями спектакля).

По предметной области:

  • физические, исторические, химические, экологические, ботанические;
  • театрализованные, музыкальные, народные, литературные;
  • технические, трудовые, производственные;
  • военно-прикладные, спортивные, туристические, тренинговые;
  • управленческие, обществоведческие, предпринимательские, коммерческие, экономические.

Определяет в большой степени специфику включаемых в учебно-воспитательную работу техник игровая среда (с предметами или без них, организуемая за столом, в помещении, на улице, стационарная или выездная).

Разнообразные игры в структуре урока не только вызывают интерес к программному материалу. Они способствуют снятию напряжения, усталости, служат своеобразной физкультурной паузой. При выполнении занимательных заданий ученики быстрее и прочнее усваивают знания.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту