20.07.2024
#Психология
42

Основной психофизический закон Вебера-Фехнера

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Сущность закона Вебера-Фехнера
  2. Вывод закона Вебера-Фехнера для восприятия веса
  3. Недостатки закона Вебера-Фехнера
  4. Применение закона
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Сущность закона Вебера-Фехнера

Психофизический закон Вебера-Фехнера появился в результате исследований двух немецких психологов. Вебер и Фехнер утверждали, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула. 

В 1834 году немецкий психолог Эрнст Генрих Вебер стал исследовать человеческое восприятие звуковых и слуховых стимулов, ощущений тяжести, вкуса, вибрации. 

Вебер заметил, что человек воспринимает раздражители разной интенсивности, как одинаковые. Если к 120 горящим свечам добавить одну свечу, никто не заметит изменений в освещении. Человек почувствует разницу, только когда интенсивность стимула достигнет определенного уровня. 

Вебер экспериментальным путем вычислил абсолютный порог ощущений, наименьший по интенсивности ощутимый стимул. Абсолютный порог является константой, но показатели различаются в разных сенсорных системах. В таблице указаны величины Вебера для разных сенсорных систем.

  Шиффман Х-Р- «Ощущение и восприятие

Рис.1 (Шиффман Х.Р. «Ощущение и восприятие»).

Вебер вывел пропорциональную зависимость абсолютной константы от дифференциального порога, от разницы в интенсивности ощущений, которую способен различить человек. Дифференциальный порог – количество свечей, которое добавляют к имеющемуся освещению. Закон Вебера указывает на пропорциональный характер зависимости дифференциального порога от абсолютной константы и выражается формулой: 

 Закон Вебера

Закон Вебера: Разница между двумя стимулами пропорциональна абсолютной величине

Другой немецкий ученый, основоположник психофизиологии и психофизики, Густав Теодор Фехнер взял за основу выводы Вебера. Он допустил, что едва заметные различия равны между собой и принял константу за единицу измерения. Фехнер получил ряд интенсивностей стимулов и ряд ощущений в цифровом выражении и построил психофизическую шкалу. 

По шкале Фехнера ощущения растут в арифметической последовательности, интенсивность раздражителей – в геометрической. Для усиления воздействия требуется все более сильный стимул. Ощущения увеличиваются равномерно, изменения в интенсивности раздражителя происходят неравномерно и пропорционально. Следовательно, взаимосвязь ощущений и стимула можно выразить логарифмической функцией. 

 Шиффман Х-Р- «Ощущение и восприятие»

Рис. 2 (Шиффман Х.Р. «Ощущение и восприятие»).

Логарифмическое уравнение Фехнера отражает отношения ощущений и интенсивности стимула:                                          

 Закон Вебера-Фехнера

Закон Вебера-Фехнера объединяет результаты исследований двух ученых и утверждает, что: 

Закон Вебера-Фехнера: Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности стимула

Вывод закона Вебера-Фехнера для восприятия веса

В экспериментах Вебера испытуемые поднимали и сравнивали грузы между собой. Вебер выяснил, что человек начинает чувствовать разницу, как только вес превышает абсолютный порог. Грузы 10 и 10,2 кг испытуемые воспринимали различными по весу, но вес в 10 и 10,1 кг ощущались равными. Разница в 200 гр ощущалась человеком, а прибавку к весу в 100 гр человек не чувствовал.

По мере увеличения груза росла минимальная прибавка к весу, доступная для восприятия. При сравнении груза в 20 кг второй груз должен весить не менее 20,4 кг. Прибавка в 200 гр уже недостаточна для сравнения более тяжелых грузов. Для груза весом 20 кг прибавка должна быть не менее 400 гр, для груза весом 30 кг – не менее 600 гр.

Вебер рассчитал, что прибавка в весе должна составлять примерно 2% от исходного веса, чтобы человек заметил разницу. Чем больший вес поднимают испытуемые, тем большая разница в весе становится ощутимой для восприятия.

Недостатки закона Вебера-Фехнера

Закон Вебера-Фехнера оказал значительно влияние на становление психофизической науки. Ученые внесли большой вклад в развитие представлений о человеческом восприятии. Следом за Вебером и Фехнером появились другие ученые и новые исследования, которые расширили исходные представления и внесли свои коррективы. 

В современной науке степенной закон считается более соответствующим реальности, логарифмическая взаимосвязь является одним из возможных вариантов, а «пороги чувствительности не представляют собой абсолютной, неизменной величины» (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»).

Теория Вебера-Фехнера считается валидной при определенных условиях и при средних значениях интенсивности сигнала. Закономерности восприятия меняются при очень слабых и очень сильных стимулах. Помимо нижнего порога, теперь известно также о верхнем пороге восприятия. 

Современная наука также знакома с понятием подпорогового восприятия, когда человек не осознает своих ощущений, но поведенчески реагирует на них. «Стимуляция, непосредственно не обнаруживаемая наблюдателем, влияет на его поведение, и степень этого влияния можно измерить» (Шиффман Х.Р. «Ощущение и восприятие»).

Эксперименты Вебера и Фехнера не учитывали влияние несенсорных факторов. «Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он разрешает» (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»). На результаты влияют окружающая обстановка, мотивация испытуемых, ожидания, самочувствие и свойства внимания. Помимо психологических факторов есть еще и индивидуальные сенсорные способности каждого конкретного человека.

Применение закона

По закону Вебера-Фехнера, чем сильнее стимул, тем большее изменение требуется для восприятия различий. Несмотря на критику теории, выводы ученых применяются на практике: 

  • В маркетинге. Производитель уменьшает вес продуктов: плитку шоколада делает меньше на 5 гр, пакет крупы – на 100 гр. Товар продается по такой же стоимости, что и раньше. Покупатель не замечает подмены и платит больше денег. Размер скидки также вымеряется с точки зрения значительности изменений. Товар стоимостью 100 р. в соседнем магазине за 98 р. вряд ли привлечет больше покупателей. С большей вероятностью увеличит продажу продукта цена со скидкой 85 р.
  • В веб-дизайне и в компьютерных играх. Дизайнер выделяет кнопки при нажатии крупным шрифтом и ярким цветом, чтобы пользователь увидел, что операция выполнена. Движения персонажей соизмеряются со скоростью восприятия, похожие цвета – с порогом видимости, а звуки – с порогом слышимости.  
  • В производстве техники и оборудования. Инженер учитывает возможности человеческого восприятия. В аудиосистемах и плеерах увеличение и уменьшение громкости происходит с существенными изменениями. Педаль газа в автомобилях заметно увеличивает скорость. Тренажеры в спортзале ощутимо воздействуют на мускулатуру.
  • В психологии. Теория объясняет когнитивные искажения в восприятии человека. Люди ошибаются в оценке размеров изображения, если ранее наблюдали картинки большего или меньшего формата. Минимальное изменение освещенности в темной комнате будет хорошо заметно. Если же в комнате уже горит яркий свет, то увеличение яркости не произведет похожего эффекта. Также с отношением к температуре на улице. Плюс пять градусов в марте после зимних холодов улучшают настроение, в отличие от пяти градусов в сентябре после жаркого лета.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту