Качественная дипломная работа под заказ в Томске . Обращайтесь в Work5.
. Формирование выпускника вуза как профессионала, то есть человека, способного успешно решать различные задачи в своей сфере, актуальна всегда. В современных исследованиях освещены различные стороны проблемы формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности в вузе (Г.А.Мухина, А.Н.Мечников, С.В.Бобровицкая), выявлено динамику изменений мотивов на различных курсах (Н.В.Бордовская, А.О.Реан , П.М.Якобсон), выделенные условия, способствующие формированию у студентов положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности (Н.П.Волков, С.С.Занюк). Исследование Л.В.Помиткиной мотивации к обучению и профессиональной деятельности личности показали, что студенты 1-3 курсов не имеют окончательной уверенности относительно профессионального выбора, не обладают навыками профессионального и личностного роста должным образом. Это означает, что основное стратегически жизненное решение о профессиональном самоопределении окончательно не принято и, соответственно, стратегия достижения еще не выстроена. Мотивация к обучению и профессиональной деятельности соответствует уровню ниже среднего. Для того, чтобы студенты учились настойчиво и эффективно, в них должна быть заинтересованность к обучению или интерес к нему. С.Л. Рубинштейн выделяет непосредственный интерес к учебе и к предмету обучения и опосредованный интерес, основанный на общественных мотивах, желанием получить знания для дальнейшей общественно полезной деятельности. Опосредованный и непосредственный интерес к учебе связаны между собой, и противопоставить их невозможно . Разные мотивы осуществляют различное влияние на результаты деятельности, то есть на ее эффективность. Современные научные подходы к изучению психологических механизмов психики не имеют четко сформированного определения данного явления. Наибольший вклад в исследование психологических защит сделали З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик , Г. Келлерман, Л. Вассерман. Дальнейшее развитие проблема защитных механизмов личности приобрела в исследованиях Г. Грановской, Л. Гребенникова , А. Налчаджана, И. Никольской, Е. Романовой, Ю. Савенко, Г. Тарт, Л. Юрьевой. В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительного отношения к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая положительная мотивированность может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточных учебных способностей, но в обратном направлении этот фактор не срабатывает. Высокий уровень учебных способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива, не может привести к значительным успехам в учебе. Деятельность никогда не мотивируется только одним мотивом. Имеет значение, какой мотив является главным, определяющим, а какой второстепенным. Главным мотивом в учебной деятельности студентов первого курса должен выступать учебно-познавательный интерес. Только тогда учебная деятельность будет эффективной. О.К. Дусавицкий рассматривает интерес как движущую силу человеческого поведения, как своеобразный показатель стремлений личности и определяет три характеристики, черты, которые отражают сущность интереса: первая черта интереса отражает деятельносную природу индивида, вторая характерная черта интереса отражает познавательную природу индивида и состоит в степени реализации личностью ее жизненных отношений; третья характерная черта интереса проявляется в способе самоутверждения индивида в системе отношений, она отражает моральный аспект личности. Исходя из выше описанного, видим, что проблема влияния психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов освещена не достаточно. Это и обусловило выбор темы исследования «Влияние психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов». Цель исследования - рассмотреть проблему мотивации студентов первого курса к обучению и определить факторы, влияющие на формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности студентов. Объект исследования - психологические защиты и мотивация. Предмет исследования - влияние психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «психологическая защита». 2. Проанализировать психологические особенности влияния защитных механизмов на личностные характеристики человека. 3. Изучить психологические особенности студенческого возраста. 4. Описать понятие учебной мотивации студентов вузов. 5. Провести экспериментальное исследование влияния психологических защит на мотивацию к обучению у студентов вузов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.