Оглавление
Введение 3
Глава 1. Державная парадигма 15 века 4
1.1. Историко-культурная ситуация Руси 15 века 4
1.2. Архитектура Москвы 15 века 7
Глава 2. Православно-державные идеи 16 века 10
2.1. Историко-культурные основы Руси 16 века 10
2.2. Храмовое строительство Москвы 16 века 12
Заключение 14
Список литературы 15
Читать дальше
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что многие процессы, происходившие в русском храмовом зодчестве XV-XVI веков, оказывались «производными» именно от характера идеолого-религиозного состояния в государстве. Этот фактор стимулировал изменения в традиции, становился внутренним генератором тех форм, в которые эти изменения облекались.
Механизм этого воздействия в целом можно определить как «перевод» одного и того же семиотического комплекса с одного языка культуры на другой Духовные запросы общества и эпохи задавали ценностную шкалу духовных и культурных качеств, и задачей храмового зодчества становилось конструирование своими средствами реальности, наделенной соответствующими качествами. Главным «строительным материалом» этой реальности в храмовом сооружении становились образы, во всей своей символической и художественной полисемантике.
Сферами, наиболее непосредственно отражающими духовную философию, были иконография храмовой архитектуры, фиксировавшая определенные «модели» религиозного и социального мировидения, свойственные тому или иному периоду;
В XV веке идеи центральными идеями послужили объединение земель вокруг Москвы и формулировки идеи «Москва-третий Рим», повлиявшие на формирование московской архитектуры.
В XVI веке основное русло развития архитектуры оказалось предопределено распространением идеологии «обмирщения» и влияние западных традиций, пафосом национальной православной государственности, идеями эстетической представительности, повлекшими за собой существенные изменения в языковых средствах архитектуры.
Читать дальше
1. Вагнер Г. К. О некоторых чертах старого и нового в московской архитектуре эпохи Андрея Рублева. // Культура средневековой Руси (к 70-летию М. К. Картера). - Л., 1974. - С.117-119.
2. Вятчанина Т.Н. О взаимодействии архитектурной формы и религиозного сознания в русском храмовом зодчестве XV века. Световой символ.//Academia 2008 №4 С 30-36
3. Вятчанина Т.Н Архитектурная традиция и пути русского благочестия во втор, пол XV- пер. пол. XVI веков. (К проблеме взаимовлияния ) // Христианское зодчество М., 2003 С. 85-107.
4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.).- М., 1972.- 452 с.
5. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. / Сост. Г.Е. Миронов.- М., 1998.-Т.2. - 462 с.
6. История русской архитектуры /Под ред. С.В.Безсонова. М., 1956.-614 с.
7. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. -366
8. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (кон. XIV нач. XV в.). - М.- Л., 1962. - 172 с.
9. Трубецкой Евг. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.- 112 с.
10. Успенский Л. Московские соборы XVI века. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М., 1993. - С.318-349.
Читать дальше