Введение 3
Глава 1. Роль пейзажа в произведениях Л. Н. Толстого 5
Глава 2. Образ Кавказа в повести Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат» 16
2.1. Пейзаж как средство отображения действительности в повести 16
2.2. Пейзаж – способ раскрытия характера главного героя 19
2.3. Стилистические средства, маркирующие пейзажные описания в повести «Хаджи Мурат» 21
Заключение 23
Список литературы 25
Читать дальше
Л.Н.Толстой в своих произведениях воспевал красоту природы.
Литературные критики не раз обращали внимание на тот факт, что его пейзажи самым тесным образом связаны с внутренним миром героев. Описания природы богаты осмысленным восприятием героев произведения, и такие, они полнее раскрывают все душевные тонкости и сложные моменты, например, нравственного выбора.
Картины природы вместе с героями проживают их внутреннюю жизнь, они от нее просто неотделимы. Красота окружающего природного богатства поддерживает человеческий образ. Мы уже не представляем героя без этих метких и четких изображений. Пейзажная зарисовка всегда разворачивается параллельно с душевными переживаниями и волнениями персонажей.
Помимо вышеназванного, есть у пейзажей Льва Николаевича Толстого и другие функции: уяснить смысл, понять авторскую позицию.
Природа у писателя неизменно становится в одном ряду с другими действующими лицами.
Проанализировав пейзажные зарисовки из повести Льва Николаевича Толстого «Хаджи Мурат», мы можем сделать вывод, что у автора преобладают ясность и простота форм и естественные реальные краски. Все эпитеты конкретны и помогают точнее представить создаваемую картину.
Частных же особенностей в названной повести несколько, и к ним относятся следующие:
- при существительном есть только один цветовой эпитет, а не ряд однородных определений. Исключение составляет лишь вступление в произведении, представляющее собой описание луга, по которому идет рассказчик;
- отсутствие сложных прилагательных или тех, которые образованы суффиксальным способом, в передаче цветовых оттенков. Незначительное же количество сложных определений помогают глубже показать оттенок: ярко-голубые, светло-желтые;
- сохранение только самых основных и любимых автором цветов: красный, лиловый, зеленый, черный, а также блестяще белый (в описании снеговых гор, которые рассматривают герои).
Что касается звуков природы, то они также естественны и просты: ржание лошадей и их цокот по дороге, треск ружей, шипение и треск костров. Никаких сложных и фантастических звуков в поздних произведениях не найти, нет их и в повести «Хаджи Мурат».
Описания природы сжаты и сухи, они доведены до самого минимума. Свойственные для позднего творчества Льва Николаевича экономия художественных средств и простота стиля характерны также и для анализируемой нами повести.
Из поэтических средств преобладают эпитеты, единично встречаются метафоры в виде олицетворений и сравнения.
Для передачи чувств и состояний героев повести автор также использует простые и меткие приемы художественной изобразительности.
Читать дальше
1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М.: Эксмо, 2003. - 672 с.
2. Бурсов Б. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод / Б. Бурсов. - М., Гослитиздат, 1960. – 307 с.
3. Витрук, О. А. Пейзаж как текстовое явление / О. А. Витрук. - Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т., 2011. - 173 c.
4. Гачев Г. Д. Природа и Свобода по-русски. // Гачев Г. Д. С Толстым встреча через век (исповесть). — М.: Вузовская книга, 1999. — С. 86−90.
5. Гудзий Н. К. Лев Толстой / Н. К. Гудзий. - М.: Гослитиздат, 1960. – 155 с.
6. Есин А. Б. Принципы и приёмы литературного произведения / А. Б. Есин. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.
7. Ковалев В. А. О стиле художественной прозы Л. Н. Толстого / В. А. Ковалев. – М.: Изд. Московского университета, 1960. – 440 с.
8. Левина В. Н. Принципы классификации текстовых пейзажных единиц / В. Н. Левина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. -2011. -№ 3. - С. 21-26.
9. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией А. П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - 584 с.
10. Мышковская М. Л. Мастерство Л. Н. Толстого / М. Л Мышковская. – М.: «Советский писатель», 1958. – 230 с.
11. Николаева С. Ю. Весенний пейзаж в романе «Воскресение»: поэтика и генезис. // Толстой и о Толстом: Материалы и исследования. Вып.2.- М.: ИМЛИ РАН, 2002. — С. 132−141.
12. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. — Новосибирск: Наука, 1978. -160с.
13. Одинцов, В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. - М.: Наука, 1980. - 283 с.
14. Плеханов Г. В. Толстой и природа. // Л. Н. Толстой в русской критике: Сб. ст.- 2-е изд., доп. — М.: Художественная литература, 1952. — С. 367−371.
15. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя: монография / Д. М. Поцепня. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 264 с.
16. Прянишников Н. Проза Льва Толстого (о некоторых особенностях его писательской манеры) / Н. Прянишников. - Оренбург, 1959, - 290 с.
17. Сабуров А.А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика / А. А. Сабуров. – М.: Изд. Московского университета, 1959. 547 с.
18. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей. - М.: Просвещение, 1990. – 320 с.
19. Страхов И. В. Чувство природы. // Страхов И. В. Психология литературного творчества: Л. Н. Толстой как психолог. — М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1998 — С. 307−365.
20. Страхов Н. Н. Война и мир. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы V и VI. // Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике: Сб. ст. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — С. 257−285.
21. Толова Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Г. Н. Толова. - Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. - С. 3-10.
22. Толстой Л.Н. Хаджи Мурат / Л. Н. Толстой. – М.: Русское слово – учебник, 2012. -170 с.
23. Фарино, Е. Введение в литературоведение / Е. Фарино. - М.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
24. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 240 с.
25. Шевченко, Н. В. Основы лингвистики текста / Н. В. Шевченко. - М.: Приориздат, 2003. - 160 с.
Читать дальше