Доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов Иртышского сельского поселения занимает земельный налог.
Объем безвозмездных поступлений в бюджете занимает основную долю, что показывает высокую зависимость местного бюджета от вышестоящих бюджетов.
Безвозмездные поступления в бюджет поселения поступают в виде:
• дотации;
• субсидии;
• субвенции;
• иных межбюджетных трансфертов;
• прочих безвозмездных поступлений.
Структура доходов местных бюджетов в последние годы говорит о том, что муниципальные образования очень зависимы от субъектов Федерации в части финансового обеспечения. Причем такая зависимость скорее усиливает, чем ослабевает, хотя законодательно закрепленные за местными бюджетами налоги должны обеспечивать финансовую самостоятельность местного самоуправления.
Анализ формирования и развития доходов местных бюджетов за ряд лет выявил следующие особенности:
доходы от местных налогов не являются существенными источниками местных бюджетов, так как система местного налогообложения характеризуется узкой налогооблагаемой базой;
по объекту и экономическому значению ведущее положение в доходах муниципалитетов занимают отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, при этом приоритетным источником формирования местных бюджетов в современных условиях является налог на доходы физических лиц;
налоговая реформа, проводимая в стране, привела к снижению фискальной автономии муниципалитетов;
существенная доля поступлений местных бюджетов представлена безвозмездными перечислениями;
недостаточность передаваемых из федерального бюджета средств отвлекает средства местных бюджетов от реализации собственных полномочий, тем самым, замедляя реформу межбюджетных отношений и местного самоуправления.
Решение одной важной государственной задачи, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, может влиять на решение другой задачи, касающейся повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и в целом местного сообщества по увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты. В решении данного вопроса, безусловно, должен соблюдаться определенный баланс.
Достаточно низкий уровень свободных средств в местном бюджете лишает муниципальные образования и населению определенной самостоятельности в решении вопросов местного значения, в реализации позитивных идей на местах. Фактически приходится принимать участие в получении имеющихся (распределяемых) межбюджетных трансферов, которые не всегда могут быть актуальны для того или иного муниципального образования.
Финансовые ресурсы города Топки - это средства бюджета города, которыми город располагает в соответствии с законодательством, а также дотации и субвенции из федерального бюджета, бюджета областного. Администрация города формирует бюджет и представляет его на утверждение Совету депутатов города Топки, который утверждает бюджет и контролирует его исполнение администрацией.
Фактическое исполнение бюджета города Топки за счет всех источников в 2016 году составило 3212398774,2 рублей. План по расходам в целом выполнен на 91 процент. Неисполнение плана по расходам обусловлено следующими причинами:
• по расходам за счет краевых и федеральных средств:
По состоянию на 01.01.2017 остатки краевых и федеральных средств на счете бюджета города составили 167882900,01 рублей, в том числе:
- субсидия на обеспечение жильем молодых семей – 97632,37 рублей;
- на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях – 3814655,79 рублей;
- на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях – 2707227,08 рублей;
- на компенсационные выплаты на питание, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, нуждающимся в социальной поддержке – 287401,45 рублей;
- обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 160975983,32 рублей.
Невыполнение плана обусловлено:
- изменение порядка расчета социальных выплат предоставленных на обеспечение жильем молодых семей;
- неполным исполнением мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда связанным с условиями заключенных контрактов срок исполнения контрактов 2015-2016гг.). Оплата в полном объеме производится после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения;
- остаток субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях обусловлен экономией при выполнении муниципального задания ;
- неполное использование компенсационных выплат на питание, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, нуждающимся в социальной поддержке связано с тем, что указанные выплаты носят заявительный характер.
• по расходам за счет собственных средств бюджета города:
По сравнению с 2016 годом рост собственных доходов составил 100,1 процента, однако план по доходам по итогам 2015 года выполнен на 93,5 процента.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основными причинами неисполнения плана по расходам за счет собственных средств бюджета города.
За счет уменьшения неиспользованных остатков субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов прошлых лет плановый дефицит бюджета города составил 4191664226,45 рублей, фактический сложился в сумме 3872398774,20 рублей.
Возрастает удельный вес безвозмездных перечислений за счет сумм субсидий, переданных в установленном законом порядке для осуществления государственных полномочий.
Основными расходными статьями бюджета являются: образование, социальная сфера, культура. Возможности бюджета по поддержке производственной деятельности ограниченны.
Позитивным результатом целенаправленного расходования бюджетных средств при ограниченной доходной базе можно считать сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета.
Для снижения расходов местного бюджета разработан организационный проект.
Цель проекта – совершенствование расходов местного бюджета города Топки.
Проектные мероприятия:
1. Разработка мероприятий по улучшению работы Интернет-сайта Администрации города Топки.
2. Разработка мероприятий по повышению квалификации муниципальных служащих Администрации города Топки.
Этапы проектирования:
1. Обоснование проектных мероприятий.
2. Оценка затрат.
3. Оценка социально-экономической эффективности проектных мероприятий.
Источником финансирования проектных мероприятий выступят денежные средства местного города Топки.
Социально-экономическая эффективность от предложенных мероприятий выразится по каждому из направлений.
Для оценки необходимости проведения разработанных мероприятий использован метод экспертных оценок. Проведенное ранжирование показывает, что эксперты наиболее высоко оценили значимость проектных мероприятий для улучшения критериев, отражающих удовлетворенность населения уровнем информационной открытости Администрации, а также повышение квалификации муниципальных служащих Администрации города Топки.
Также рассчитан коэффициент конкордации. В результате расчёта выявлено, что данный показатель равен 0,72, что превышает пороговое значение 0,5, что свидетельствует о допустимости использования согласованной оценки. Полученное согласованное ранжирование является устойчивым, что свидетельствует о социальной эффективности проекта.