Введение 3
Глава 1. Речь и ее свойства 4
Глава 2. Психологические механизмы речевой деятельности 8
2.1. Механизмы речевой деятельности 8
2.2 Виды речевой деятельности 9
Глава 3. Говорение как вид речевой деятельности 14
3.1 Общие сведения о говорении 14
3.2 Характеристика говорения 15
3.3 Диалог как вид говорения 18
3.4 Монолог как вид говорения 19
Глава 4. Методы обучения говорению 21
Заключение 23
Список литературы 24
Читать дальше
Речь является важным элементов человеческой жизни, одним из специфических проявлений человеческого сознания, сложным и многогранным явлением, тесно связанным с мышлением человека.
Речевая деятельность чаще всего является элементом иных видов человеческой деятельности, но может быть и самостоятельной. Говорение – один из видов речевой деятельности, наряду со слушанием, письмом и чтением. Продуктом говорения является речевое произведение или сообщение, в котором воплощается психологическое содержание деятельности говорения, а также условия его протекания. Результатом говорения является реакция слушающего, его ответное действие.
Умение организовывать процесс говорения является одним из основных во множестве профессий, например, учителя, журналиста, политика и т. д.
Говорение в первую очередь опирается на язык как средство общения, в речь реализуются те возможности, потенции, которые заложены в языке. Кроме того, в основе говорения лежит понимание значения слов и умение их правильно применять, с учетом этого значения.
Диалог и монолог – основные формы речевого общения, в которых по-разному реализуется говорение как речевая деятельность и к говорящему выдвигаются различные требования.
Таким образом, поставленная цель в работе была достигнута, задачи были последовательно решены.
Читать дальше
1. Айвазян О. О. Коммуникация и речь [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. №3 (103). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-i-rech
2. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – Минск: ООО «Новое знание», 2007. – 128 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 305 с.
4. Гальперин И. Р. Текст как объект исследования. – М.: Наука, 1981. – 144 с.
5. Глухов В. П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 352 с.
6. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи / Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
7. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: МПСИ, 2001. – 432 с.
8. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
9. Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost-rechevaya-kultura-i-kultura-rechi-k-opredeleniyu-ponyatiy
10. Киселёва С. В. Языковая система и речевая деятельность [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. №34. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-sistema-i-rechevaya-deyatelnost
11. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Пухов. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.
12. Ламзин С. А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2011. №33. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vidah-rechevoy-deyatelnosti-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
13. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Электронный ресурс] // Специальное образование. – 2011. №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaznaya-rech-rech-v-obschenii-i-rech-v-deyatelnosti
14. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2003. – 289 с.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Издательство МГУ, 1981. – 50 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. Режим доступа: https://les.academic.ru/966/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C
17. Назарова А. А. К вопросу о функциях языка и речи [Режим доступа] // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2009. №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-funktsiyah-yazyka-i-rechi
18. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989. – 276 с.
19. Правдин М. Н. Логика и грамматика. – М.: Издательсво УДН им. П. Лумумбы, 1976. 27 с.
20. Софронов Г. А. От И. П. Павлова – к современным нейронаукам [Электронный ресурс] / Г. А. Софронов, В. О. Самойлов, В. М. Клименко. Режим доступа: http://vestnikramn.spr-journal.ru/jour/article/viewFile/277/215
Читать дальше