На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по математике. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.
.М. Масагутов). Социальные тенденции, преумноженные нестабильной политической и военной обстановкой, стремительным научно-техническим прогрессом, виртуализацией (интерне-тизацией) общения, урбанизацией, кризисом института семьи и т.д., – приводят, как отмечает исследователь Б.Д. Парыгин, к интенсификации психической деятельности, т.е. наращиванию ее темпов, ритмов и, как следствие, общему росту уровня напряженности в обществе. Российский философ И. Ильин еще на заре прошлого столетия писал: «…человечество в своей массе оторвалось от духовной почвы…» (Ильин, 1985; с.29), а на сегодняшний день мы можем пожинать скорбные плоды такого отрыва от духовности в форме расцвета психосоматических заболеваний, повсеместного распространения психо-логических проблем разного рода и помимо прочего, выраженные общей неудовлетворен-ностью человека собственной жизнью. Способствовать разрешению социально-психологической напряженности в обще-стве, а также разрешению психологических проблем отдельных граждан, могут «образцы зрелости» – личности авторитетные, социализированные, демонстрирующие подлинно человеческое отношение к окружающим и исповедующие истинные гуманистические ценности (Сандомирский М.Е.). Такими «образцами зрелости» должны являться квалифицированные психологи. Очевидно, что с вышеописанной ситуацией связана высокая потребность совре-менного общества в квалифицированных психологах, а наряду с возникшей потребно-стью, по закону рыночной экономики, появляется рост предложения, то есть – резко воз-растает престижность психологического образования, его привлекательность для абиту-риентов. Экономическая стабильность профессии, вызванная высокой потребностью об-щества в психологическом консультировании, приводит к тому, что в психологию стре-мятся люди, очень упрощенно понимающие задачи психодиагностики и консультирова-ния и усматривающие в соответствующей практике, по меткому выражению Е.А. Климо-ва, удобную «кормушку». Как отмечает В.Б. Хозиев, на психологическое консультирова-ние «спрос значителен, что в условиях объективно слабой подготовленности психологов нередко приводит к девальвации самой отрасли». Усугубляет положение и плохая осве-домленность абитуриентов, о составе деятельности и функционале психолога, и заблуж-дение о том, что в этой области достаточно легко добиться успеха, «пробиться в ученые», нежели в области технического знания (Е.А. Климов). Результатом вышеописанной ситу-ации является пугающий процент выпускников психологических направлений обучения, по формальным показателям готовых к профессиональной деятельности (имеют диплом о высшем образовании), но по факту, не способных корректно и качественно оказывать психологические услуги населению. Здесь мы встречаемся с вопиющим диссонансом: казалось бы, даже если человек попал на факультет психологии спонтанно (без особенного желания и не предполагающий себя в роли психолога), то в процессе профессионализации, прохождения практики, изучения программы в ВУЗе, ему следовало бы обрести профессиональное мышление и принять смыслы и ценности деятельности. Но, эта идеальная картина далеко не всегда реализуется на практике. Попробуем выявить причину проблемы несоответствия (или неполного соответствия) выпускников психологических направлений требованиям, предъявляемым к профессиональному психологу работодателем. Для этого проанализируем локальную ситуацию с выпускниками психологического направления в Сургутском государственном университете (СурГУ). Елена Богдан, директор «Центра карьеры» СурГУ, отмечает, что работодатели охотно трудоустраивают выпускников СурГУ, но обозначают возникающие в первое вре-мя работы специалистов трудности, вызванные низким уровнем коммуникативной компетентности выпускников (понятие коммуникативной компетентности мы подробнее разберем в первой главе данной работы, а сейчас лишь условно обозначим, что это – совокупность когнитивных и некогнитивных компонентов личности, отражающие готовность этой личности к общению). Итак, видим, что обозначенная проблема актуальна и подтверждается даже на опы-те нашей «альма матер», что подкрепляет значение наших поисков. В чем же кроется причина нареканий работодателей и слабая готовность молодых специалистов к коммуникации, ведь не вызывает сомнений, что система подготовки психологов в СурГУ нацелена на формирование конкурентоспособных специалистов, высококлассных профессионалов, привлекательных для работодателей и мотивированных на результат? На наш взгляд, проблема кроется в несовершенстве актуальной системы образовательных стандартов. Несовершенство федерального государственного стандарта (ФГОС), которому подчинена вся образовательная система Высшей школы, вполне осознается и на государ-ственном уровне. Так, министр образования Ольга Васильева в одном из интервью выска-зывается: «Во ФГОС компетенция опережает содержание. Но нельзя оценивать качество образования по тому, что ребенок должен уметь. Сначала ты должен его научить. Вот ко-гда мы вложим во ФГОС содержание – тогда можно будет говорить о результате» (Мар-кин, 1985; с.29)]. Член Совета по русскому языку при президенте РФ, председатель регио-нальной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Роман До-щинский, также открыто высказывается о ФГОСах, как об «абсолютно абстрактном стан-дарте, не дающем представления преподавателю (или учителю) о том, чему тот должен научить» (Бодалев А.А., 1996, с. 26). Профессор Высшей школы экономики, главный ре-дактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков считает, что то, что названо сей-час федеральными стандартами, на самом деле таковым не является: «стандарт подразу-мевает инструмент измерения, а их нет, поэтому трактовать его можно в зависимости от уровня трактующего», высказывается Константин (Жуков Ю.М., 1991. с.96 ). Как отмеча-ет Доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, академик Е.И. Пассов в статье «Образование VS просвещение: кто-кого?»: «менеджерский (читай: непрофессио-нальный) подход к управлению образованием выхолостил сущность образования как си-стемы созидания человека, низведя образование до уровня бытовой услуги и заменив его сущность канцелярским формализмом» (Зотова, 2006.- С.225-227). Критичные высказывания в адрес ФГОС, поступающие как от государственных чиновников и общественных деятелей, так и от непосредственных участников образова-тельной услуги – студентов и преподавателей – обусловлены следующим: стандарт обра-зования является ничем иным, как перечнем требований, предъявляемых к выпускнику, но за этими требованиями не подразумевается зрелая и культурная личность, что, на наш взгляд является основополагающим критерием наличия у человека высшего образования. Так, какое моральное право на врачебную деятельность имеет человек, формально имею-щий диплом доктора, но глубоко эгоцентричный, ставящий личную выгоду и преумноже-ние собственного материального благосостояния превыше всего? Разве такой доктор смо-жет вылечить хоть одного пациента, если в системе ценностей такого «врачевателя» от-сутствует альтруизм, любовь, желание помочь ближнему, и уважение? Мы совершенно убеждены в том, что «допуском» до какой-бы то ни было профес-сиональной деятельности должен стать не формальный перечень необходимых знаний или умений(ФГОС), а именно личностная готовность профессионала к работе в выбран-ной сфере, а готовность к коммуникации – это, пожалуй, одна из основополагающих ком-петенций будущего психолога. Так или иначе, в задачи нашего исследования не входит критика системы образования, так как нам представляются очевидным его несовершен-ства. Актуальность и новизна исследования – это новизна вашей работы: Проблема са-мосовершенствования выдвигает для человека вопросы, связанные с пониманием соб-ственной индивидуальности, своего имиджа (англ. image - от лат. imago - образ, вид). Раз-рабатывая тему имиджа, психологи обратились к возможностям проективной формы обу-чения в деле формирования человеком своего имиджа, в том числе профессионального. Проблема профессиональной подготовки психологов исследовалась в работах Г.В. Акопова (социальная психология высшего образования), A.A. Вербицкого, М.М. Кашапо-ва (формы и методы активного обучения в вузе), Б.А. Вяткина, Е.А. Климова, B.C. Мер-лина, М.Р. Щукина (индивидуальный стиль деятельности, общения и активности), А.Н. Леонтьева (роли мотивации в обучении), В.Д. Шадрикова (системогенез профессиональ-ной деятельности и профессиональные способности), A.A. Деркача, Д.Н. Завалишиной, Ю.П. Поваренкова (профессиональное становление личности) и др. Все упомянутые авто-ры выделяют формирование личности профессионала, содействие его идентификации с профессией, основанное на учете психологических закономерностей процесса профессионализации – как основную цель образовательного процесса в ВУЗе, ведь именно в ВУЗе происходят важнейшие этапы профессионализации, это период наиболее интенсивного становления личности будущего специалиста. Проблема коммуникативной компетентности исследовалась С.Л. Братченко, Ю.Н. Емельяновым, Г.А. Кудрявцевой, О.П. Санниковой, Г.С. Трофимовой, В.Д. Ширшовым и др. Целью исследования является изучение феноменологии коммуникативной ком-петентности у студентов психологического направления обучения. Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов вузов. Предмет исследования: феноменология коммуникативной компетентности у сту-дентов психологического направления обучения Гипотеза: студенты младших курсов склонны оценивать свой уровень развития коммуникативной компетентности как высокий. Задачи: 1) определить коммуникативную компетентность, как основу, на которой можно развивать другие профессиональные умения психолога-консультанта. 2) проанализировать существующую теоретическую базу на предмет выявления компонентов и составляющих коммуникативной компетентности. 3) диагностировать уровень коммуникативной компетентности у студентов 1-2 курсов психологического направления обучения. 4) разработать программу цикла занятий, которые будут способствовать развитию качеств, овладению умениями и навыками, выделенных нами в понятие коммуникативной компетентности. 5) провести пилотажное исследование с группой студентов психологического направления обучения, для апробации эффективности проекта. Методология исследования: культурно–историческая концепция Л.С. Выготского и работы таких его последователей, как Е.А. Климов и др.; принципы развития и единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С, Выготский,). Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблемам исследова-ний в сфере профессионального психологического образования; диагностические методы определения уровня коммуникативной компетентности В практической части использовались методики: 1. Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Собчик). Так как методика широко применяется в профориентации, при отборе и расста-новке кадров (а так же в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдель-ной личности), направлена на диагностику самосознания, самооценки индивида и преоб-ладающих у него деловых качеств, способствует выявлению направленности мотивации, стиля межличностного общения - в рамках нашего исследования, данная методика полез-на в рамках проведения «входного контроля», так как позволит выявить уровень сформи-рованности коммуникативных и эмоциональных компетенций у участников до начала серии формирующих занятий, с тем, чтобы впоследствии сравнить результаты по оконча-нию проекта, для оценки его эффективности и целесообразности. 2. Методика Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера. В данном исследовании мы применили краткую версию цветовой диагно-стики Люшера с использованием 8-цветового ряда для выявления коммуникативных спо-собностей и особенностей личности участников проекта. 3. Методика Сонди. Методика использовалась для диагностики содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, профессионального потенциала участников, выбора способов мотивирования. 4. Контент-анализ сочинений на тему: «Какими компетенциями должен обладать психолог-консультант, и какие из этих качеств сформированы у меня». С помощью кон-тент-анализа мы планировали изучить мотивацию, уровень притязания, общие представ-ления о профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретической основой практической части являются: теории общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); теория деятельно-сти и общей психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.); кон-цепция П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.