Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования патологического поведения в детском возрасте. 5
1.1. Понятие нормы и патологии поведения: междисциплинарный анализ. 5
1.2. Причины возникновения патологических форм поведения в детском возрасте. 8
Глава 2. Коррекционная работа с детьми, проявляющие патологические формы поведения 14
2.1. Психолого-педагогические возможности диагностики патологического поведения детей 14
2.2.Методы коррекции патологического поведения детей 16
Заключение 24
Список литературы 26
Читать дальше
Проблема разграничения понятий «норма» и «патология» остается сложной и до конца не решенной. Нозоцентрический подход основывается на негативных параметрах нормы, понимаемой в качестве отсутствия любых патологических симптомов. В нормоцентрическом подходе предполагается оценка психической деятельности с точки зрения ее нормативному соответствия. В подходе, который учитывает пограничные между нормой и патологией состояния, рассматривается сфера пограничных между нормой и патологией состояний психики и не выделяются строгие критерии нормы и патологии.
Для нормальной человеческой психики свойственна вариативность поведения. Отклонение от среднестатистического варианта поведения не всегда является показателем некоторой патологии.
Патологическое нарушение поведения подразделяется: реактивно обусловленные, вызванные психотравмирующей ситуацией, обусловленные патологией влечений, обусловленные низким морально-этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания.
Основными причинами патологического поведения выступают: ошибки воспитания, недоразвитие структур головного мозга, нервно-психические заболевания.
На настоящий момент психологическая диагностика нарушений поведения у детей - недостаточно разработанная область детской клинической и специальной психологии. В диагностике используются не только клиническое и экспериментальное исследование, и другие методы: анализ документации, наблюдение, социально-педагогическое обследование, нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.
Проблемы коррекции патологического поведения детей становятся все более значимыми в силу необходимости адаптации ребенка в образовательной учреждении, а также для эффективного общения ребенка и родителей.
К способам медицинской коррекции относятся: медикаментозная терапия корректорами поведения; психотерапия; просветительские беседы с родителями; лекции для воспитателей, педагогов.
Психологическими методами коррекции являются: стимуляция гуманных чувств у ребенка; переключение ребенка на другое состояние; отреагирование ребенком нежелательного состояния; отрицательное подкрепление нежелательного поведения; стимуляция чувства юмора у ребенка.
Читать дальше
1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. – М.: Когнито-Центр, 2010. – 351с.
2. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие. – М.: Секачев В., 2012. - 256 c.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2002. – 272с.
4. Жукова М. В. Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования // Вестник ЧГПУ. 2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otklonyayuscheesya-povedenie-v-detskom-vozraste-terminologicheskoe-pole-issledovaniya (дата обращения: 28.05.2018).
5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Юрайт, 2014. – 387с.
6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – URL: https://bib.social/psihologiya-psihiatriya/psihiatriya-detskogo-vozrasta.html (дата обращения 28.05.2018)
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Академия, 2003. – 144с.
8. Патологические формы поведения у несовершеннолетних, воспитывающихся в ситуации социальной депривации – Дисс. Канд.мед.наук, 2005. – 146с.
9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2003. – 320с.
10. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 1998. – 144с.
11. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медгиз, 1959. – 406с.
12. Хилл Дж. Расстройства поведения детского и подросткового возраста. – К.: Сфера, 2005. – 540с.
Читать дальше