ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Основные характеристики строения и развития организма детей-дошкольников 5
1.2. Двигательная сфера детей дошкольного возраста 7
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
2.1. Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста 12
2.2. Особенности анатомо-физиологических параметров детей старшего дошкольного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Итак, в ходе выполнения работы были рассмотрены анатомо-физиологический особенности дошкольников.
Подводя итоги изучения темы, обобщим результаты исследования:
Дошкольный возраст представляет собой время интенсивного роста и формирования тела, развития функций всех систем психики и в целом организма. В дошкольном возрасте формируются базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности.
Физические качества имеют конкретную взаимосвязь между собой в процессе собственного развития, в связи, с тем, что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают половые и возрастные особенности детского организма. Исследования позволяют установить: во всех возрастных периодах организм можно рассматривать как совершенный и зрелый, если его физиологические характеристики адаптивно отвечают его календарному возрасту и тем особенными условиям, с которыми ему необходимо взаимодействовать.
Для данного периода развития ребенка характерны следующие анатомо-физиологические особенности.
– Происходит утолщение кожных покровов, однако опасность переохлаждения или перегрева не исчезает.
– Окостенение костной системы еще не завершилось. Скелет ребенка по форме похож на скелет взрослого человека, но еще не так крепок. В этом возрасте появляются такие болезни, как сколиоз, поэтому именно для данного возраста очень важен постоянный контроль над осанкой и распределением нагрузки на организм. Ребра ребенка принимают такое же положение, как и у взрослых; грудная клетка становится цилиндрической формы.
– Для сердечно-сосудистой системы характерны снижение частоты пульса (85-90 ударов в минуту к 7 годам), постепенное повышение артериального давления (к 7 годам – 104/67 мм рт. ст.).
– В возрасте 6-7 лет происходит ускорение роста – так называемое первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Это связано с изменениями в эндокринной системе ребенка: щитовидной железы, надпочечников, гипофиза. Также происходит «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.
– В дошкольном возрасте улучшается работа иммунной системы ребенка, поэтому многие болезни протекают легче, чем ранее.
– Для работы нервной системы в данном возрасте характерно закладывание основ интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Также закладываются основные нормы морали и нравственности.
Возрастной период старшего дошкольника характеризуется шестью, семью годами и имеет свои возрастные особенности. В старшем дошкольном возрасте у детей дошкольного возраста происходит интенсивное физическое развитие, нравственно-волевой, интеллектуальной и эмоциональной личностной сферы.
Образованием оптимального фона для двигательной активности детей определяет успешность овладения новыми движениями. Использование разных методов активизации внимания, в особенности психологически положительно окрашенных, поспособствует образованию оптимальной возбудимости ЦНС. Специалисты и ученые не рекомендуют разучивать сложнейшие по структуре движения в состоянии утомления.
В заключении можно резюмировать, что поставленные цель и задачи выполнены в полном объеме.
Читать дальше
1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие (бакалавриат) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. – М.: КНОРУС, 2017. – 402 с.
2. Белова О.А. Анатомия и физиология детей младшего и дошкольного возраста / О.А. Белова // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2014. – № 10 (65). – С. 35.
3. Власова И.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие / И.А. Власова, Г.Я. Мартынова. – Челябинск: Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2014. – 135 с.
4. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология: основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебное пособие / Г.В. Гуровец; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 430 с.
5. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: для бакалавров: учебник / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб. [и др.]: Питер, 2013. – 264 с.
6. Мухина Н.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Н.В. Мухина. – Борисоглебск: Кристина и К, 2016. – 162 с.
7. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 251 с.
8. Особенности физиологии и патологии детей дошкольного периода: пособие / Н.Н. Смирнова [и др.]. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2013. – 63 с.
9. Савченков Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
10. Соколова Н.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Н.В. Соколова, И.Г. Гончарова. – Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2016. – 183 с.
11. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Спорт, 2015. – 624 с.
12. Физическое развитие дошкольников: пособие. Ч. 2: Формирование двигательного опыта и физических качеств / Н.А. Виноградова [и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Творческий Центр Сфера, 2015. – 172 с.
13. Физическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина. – М.: Русское слово, 2015. – 109 с.
14. Цыбикова Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Е.Н. Цыбикова, Н.Н. Гребнева. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. – 124 с.
15. Челноков А.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / А.А. Челноков, И.Н. Бучацкая. – Великие Луки: ВЛГАФК, 2015. – 194 с.
Читать дальше