Подводя итог обзора основных подходов по изучению понятия стрес-соустойчивости, можно утверждать, что основные трудности в изучении детерминант и механизма стрессоустойчивости связанные с оценкой спе-цифики проявления его реакций на действие психологических факторов. Если сейчас достаточно четко определены критерии устойчивости челове-ка по стрессорам физической или химической природы (высокая или низ-кая температура, физическое нагрузка, токсичные вещества и т.п.), то сде-лать это относительно психологических стрессоров намного сложнее. Это объясняется различными ценностями, установки, потребностями, услов-ными рефлексами и жизненным опытом людей (В. А. Абабков, М. Перре, Ю. В. Щербатых, В. Л. Марищук).
Следовательно, можно утверждать, что в научной литературе до сих пор не имеет единого определения относительно термина «стрессоустой-чивость» и путей его изучения. Как отмечает В. А. Бодров, пока не хватает ясности и четкости в понимании сущности стрессоустойчивости: одна часть авторов как синоним употребляют термин «эмоциональная устойчивость», механизмы и сущность которой изучено лучше, другие делают акцент на стратегиях преодоления, результативности работы, физиологических ха-рактеристиках, возможности саморегуляции и т.д.
Анализ научных исследований стрессоустойчивости дает нам основа-ния утверждать, что большинство исследователей понимают ее как свой-ство психики, отражает способность человека успешно осуществлять необ-ходимую деятельность (жизнедеятельность) в стрессогенных условиях. Де-терминантами стрессоустойчивости есть все структурные компоненты лич-ности: направленность, приобретенный опыт, психические процессы, нейродинамики, темперамент, характер, способности. Стрессоустойчи-вость как интегральная характеристика психического развития формиру-ется в процессе онтогенеза человека на основе генетически обусловленных индивидуальных характеристик в условиях конкретного социального окружения.
Как интегративное свойство личности она предусматривает взаимо-действие со всеми структурными характеристиками психики как во время, так и после воздействия стрессогенных факторов. В ее функции относят: направленность на преодоление препятствий; актуализацию деятельности в экстремальных условиях; стабилизацию внутренних механизмов эмоцио-нально-волевой саморегуляции; обеспечение способности к постоянному воспроизведения высокого уровня профессиональной мотивации.
1. Результаты исследования показали, что в людей склонных к стрессу все результаты по показателям шкал возбуждения, торможения и подвиж-ности нервных процессов является ниже. Корреляционный анализ выявил связь свойств темперамента и стресоустойчивости. Установлено, что, чем выше сила и подвижность нервных процессов, тем меньше вероятность влияния Интернета, как стрессового агента на личность.
2. В стресонестойких людей наблюдаются проблемы с суждениями на основе линейных взаимосвязей.
Способность к линейной дифференциации имеет положительную кор-реляционную связь с силой возбуждения и подвижности нервных процес-сов. Чем выше показатели по шкалам возбуждения и подвижности нерв-ных процессов, тем более студент способен к логическому мышлению, и наоборот, чем ниже показатели, тем больше вероятность влияния стрессо-вых агентов на личность и слабая способность к выводам на основе линей-ных взаимосвязей.
4. Показатель личностной тревожности в стрессонестойких людей выше среднего. Личностная тревожность имеет отрицательная корреляци-онная связь с силой процессов торможения. Люди с высоким уровнем лич-ностной тревожности больше подвержены стрессу.
При проведении методики эмоционального «выгорания» В. Бойко были получены следующие результаты: у социальных работников наблю-дается полная или частичная сформированность фаз выгорания. Наибольший процент (46%) приходится на фазу «резистенции», которая находится в стадии формирования, сформирована фаза «резистенции» в 27% исследуемых. Это говорит о том, что фактическое сопротивление стресса начинается с момента появления тревожного напряжения.
Согласно полученным данным, наиболее сформированными являются такие симптомы синдрома «профессионального выгорания», как неадек-ватное эмоциональное реагирование (27%), редукция профессиональных обязанностей (27%), переживания психотравмирующих обстоятельств (13%), тревоги и депрессии (13%).
На возникновение проявлений синдрома профессионального выгора-ния влияет тип темперамента и размер стажа. Так у работников младшего возраста (24-26 гг.) и которые имеют стаж до 6 лет, симптомы эмоцио-нального «Выгорания» не сформированы или недостаточно сформирова-ны. Почти во всех работников имеет место сложившийся симптом «редук-ция профессиональных обязанностей »- попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных потерь.
При проведении опросника «Психологическое выгорание »(разрабо-тан Н. Водопяновою, А. Старченково на основе модели Х. Маслач и С. Джексон), было выяснено, что большинство социальных работников име-ют средний уровень эмоционального истощения (9 чел.), средний уровень деперсонализации (10 чел.), средний уровень редукции личных достиже-ний (7 чел.).
В группу с высоким уровнем эмоционального выгорания попали ра-ботники, имеющие профессиональный стаж 11-15 лет, в группу с средним уровнем 15-20 лет, в группу с низким - 2-6 лет стажа. Мужчинам более присущ высокий уровень деперсонализации, а женщины более склонны к эмоциональному истощению.
Результаты методики «Определение психического« выгорания » А. Рукавишникова показали следующие результаты: высокий уровень психи-ческого «Выгорания» имеют 5 социальный работника, средний - 11 низкий - 4.
По стажу работы, наиболее «опасным» в деятельности является пери-од 11-16 лет, когда симптомы «выгорания» наблюдаются чаще.
Существование большинства проблем и трудностей социального тру-да, как профессии системы «человек-человек», подтвердились в результате индивидуальных бесед с учителями, уходе которых учитывалось, что ка-чество полученной информации зависит от степени установленного кон-такта.
5. В результате такого общения выяснилось, что большинство (9) участников исследования в целом не очень довольны своей жизнью, а именно распределением внимания, времени и сил между работой и личной жизнью, считают, неправильно относятся к выполнению профессиональ-ных обязанностей, некоторые считают себя трудоголиками; многие вспо-минают о том, что не может расслабиться даже дома, не перестает думать о работе. Большинство участников считают, что синдромом «выгорания» можно назвать общую усталость, которая особенно чувствуется в конце года, только трое участников было осведомлены в теории данному вопро-су к участию в данном исследовании.