Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Правовая природа и особенности статуса неприкосновенности депутата................................................................................................
1.1. Особенности правового положения депутата представительного органа............................................................................................................................................................
1.2. Правовая природа статуса неприкосновенности.............................................
Глава 2. Проблемы лишения статуса неприкосновенности депутата представительного органа государственной власти...........................................
2.2. Лишение статуса неприкосновенности с целью осуществления уголовного преследования..............................................................................................................
2.1. Порядок получения согласие на преследования неприкосновенных лиц за совершение преступлений и административных правонарушения……………………………………………………………………………………….
Глава 3. Практика рассмотрения вопроса о неприкосновенности депутатов палатами Федерального Собрания……………………………………..
Заключение.......................................................................................................
Список используемой литературы…………………………………………………………....
Читать дальше
В каждом элементе правового статуса парламентария (депутата) как народного представителя должны отражаться основные идеи конституционализма.
Характер мандата парламентария, определенность и конституционное наполнение принципов, лежащих в его основе, в определенной степени являются отражением конституционного (или в определенных случаях антиконституционного) характера государства.
Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что российским парламентариям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих полномочий, а это, в свою очередь, соответствует принципу парламентаризма и включенному в него принципу свободного, обеспеченного определенными гарантиями статуса парламентария. Важнейшей гарантией независимости статуса парламентария в конституционном государстве является институт неприкосновенности.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что использование такой специфической и сложной гарантии, как депутатская неприкосновенность, должно быть очень избирательным, в ее механизмах должна быть разумная грань, не приводящая к безнаказанности депутатов за совершенные преступные деяния и обеспечивающаяся такими средствами, как прозрачность процедуры получения согласия на уголовное преследование депутата, его рассмотрение в разумные сроки, предсказуемость принимаемого решения, четкий перечень критериев обусловленности уголовного преследования, быстрым вступлением решения в силу, возможность совершения процессуальных действий, направленных на эффективный сбор доказательственной базы и на исполнение вынесенного в отношении депутата приговора. Это не умалит независимости депутатов, однако усилит неотвратимость их ответственности и наказания в случае совершения ими преступления.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»;
2. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс»;
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс»;
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // СПС «Консультант Плюс»;
5. Постановление ГД ФС РФ от 18.05.2005 № 1863-IV ГД «О представлении Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на лишение неприкосновенности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновского В.В., Савельева А.Н., Лебедева И.В., Абельцева С.Н., Островского А.В.» // СПС «Консультант Плюс»;
6. Постановление ГД ФС РФ от 27.06.2007 № 4779-4 ГД «Об истребовании от Генерального прокурора Российской Федерации дополнительных материалов в связи с рассмотрением его представления «О лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ройзмана Е.В. и даче согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела» // СПС «Консультант Плюс»;
7. Постановление ГД ФС РФ от 27.06.2007 № 4780-4 ГД «Об истребовании от Генерального прокурора Российской Федерации дополнительных материалов в связи с рассмотрением его представления «О лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анохина П.В. и даче согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела» // СПС «Консультант Плюс»;
8. Постановление ГД ФС РФ от 03.11.2010 № 4355-5 ГД «О даче согласия на лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Егиазаряна Ашота Геворковича». Аналитический вестник № 4 (603) // СПС «Консультант Плюс»;
9. Постановление Государственной Думы от 6 июля 2012 г. № 652-6 ГД «О даче согласия на лишение неприкосновенности в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бессонова Владимира Ивановича в части возбуждения уголовного дела» // СПС «Консультант Плюс»;
10. Постановление Государственной Думы от 13 февраля 2013 г. № 1728-6 ГД «О даче согласия на лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ширшова Константина Владимировича и привлечение его в качестве обвиняемого» // СПС «Консультант Плюс»;
11. Постановление Государственой думы от 4 июля 2014 г. № 4766-6 ГД «О даче согласия на лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Паршина Николая Алексеевича и привлечение его в качестве обвиняемого» // СПС «Консультант Плюс»;
12. Доронина О.М. Иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2016. С. 155;
13. Кузора С.А. Равенство в уголовном процессе России: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Омск, 2016. С. 153;
14. Латыпов Т.Р. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Люберцы, 2016. С. 11;
15. Примов Н.Н., Примова Э.Н. Конституционный принцип равноправия граждан и проблемы сословной демократии в Российской Федерации // Власть. 2016. N 7. С. 118;
16. Сопельцева Н.С. Иммунитеты в конституционном праве Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Челябинск, 2013. С. 10;
17. Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2014. С. 10;
18. Юшкова Ю.А. Иммунитет как правовая категория: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2018. С. 7;
19. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31 марта 2010 г. N 16-Г10-4 // СПС "Гарант";
20. Судья, сбивший человека, размахивал корочкой, но даже не поинтересовался, жив ли пешеход // URL: http://www.rg.ru/2010/06/09/reg-volga-kama/marat.html (дата обращения: 10.11.20018);
21. Пьяный депутат матерился и махал депутатской корочкой в ответ на требование выйти из машины // URL: http://centralny.tula.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=4&did=67 (дата обращения: 10.11.20018)
22. Депутат Максим Серебренников скрывался от гаишников, потому что "спешил к губернатору" // URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-399488-section_id-13.html (дата обращения: 10.11.20018).
Читать дальше