Таким образом, исходя из изложенного в данной работе материала можно сделать следующие краткие выводы.
С точки зрения психологии под абстрактным мышлением понимают умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике. Философия вкупе с абстрактологией считает, что абстрактное мышление — это именно мышление, а не умение. Т.е. абстрактное мышление суть природное естественное состояние человека, этим мышлением наделенного.
Понятие абстрактного мышления допускает запредельное, абстрактное состояние — это состояние «отвлечения», невовлечения.
При абстрактном мышлении цель является абстрактной: человек мыслит, не пытаясь достичь результата, а просто потому, что мыслит. Люди, которым присуще абстрактное мышление, имеют и достоинства, и недостатки этим мышлением обусловленные. К достоинствам можно отнести, во-первых, способность мыслить сложными категориями, делать отвлеченные выводы, видеть ситуации под разными углами; во-вторых, у них сильный мыслительный аппарат, они обладают большой работоспособностью и увлеченностью в своей области; в-третьих, они имеют способность отрешаться от физического плана.
К недостаткам, присущим людям с абстрактным мышлением, можно отнести эгоизм, центрирование на себе; рассеянность, невнимательность к окружающим; уход в абстракцию настолько, что выводы становятся непрактичными; большие затраты энергии на теорию, мало остается для практики.
В эмоциональном крике животного, предупреждающем об опасности, есть эмоциональная энергия, довольно непосредственно передающая информацию. А вот если два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции и дедукции, то это - правильно работающее абстрактное мышление, совсем отсутствующее у животных. Артист может хорошо исполнять роли за счет способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня абстрактного мышления.
А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе глубокие чувства, должен создать образы, достаточно отвлеченные от объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекающие на отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь заполненными оба уровня: эстетизма и абстрактного мышления
Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика. Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться. Гегелевский агностицизм заключается в том, что он, по сути, дает нам катехизисный способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух, который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.