ВВЕДЕНИЕ 3
1. Назначение и происхождение орнаментов на посуде 5
2. Особенности русских народных орнаментов 8
3. Орнаменты северных и южных народов 10
4. Уральские узоры спицами 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 18
Читать дальше
Русские орнаменты самобытны и оригинальны, они являются источником вдохновения для многих отечественных и зарубежных дизайнеров. Характерные черты национального орнамента становятся основой для дизайнерского искусства, обыгрывающего в предметах одежды народные традиции. При работе над новой коллекцией модельеры проводят исследования символики русского орнамента, чтобы затем грамотно перенести эти изображения в свои коллекции.
В ходе данной работы мы исследовали русские народные орнаменты и пришли к следующим выводам:
1. Орнаменты на посуде возникли в третьем тыс. до н. э. в результате творческого переосмысления древним человеком случайных следов, оставленных им на поверхности глиняного сосуда. Исследователи выдвигают несколько теорий о назначении таких орнаментов (орнаменты – зачатки древнейшей письменности, орнаменты – отражение религиозных представлений, орнаменты – магические знаки, орнаменты – древнейшие календари). Но все ученые солидарны, что орнаменты – некий код, в котором, еще до появления письменности, были зашифрованы смыслы и значения.
2. Русские народные орнаменты представляют собой обширную тему для исследования. Орнаменты на Руси выполняли функции социальной и половозрастной отметки обладателя той или иной утвари, а также говорили об этнической принадлежности и выражали народное мировоззрение. Орнаменты содержали глубокую символику оберега, защищали от болезней и сглаза.
3. У народов Севера и Юга России существует собственная культура орнаментов. Ими обозначены собственные формы, мотивы и цвета поверхности, которая украшается орнаментом. Так, Северные народы предпочитают более строгие орнаменты с четкой симметрией форм и контрастом двух главенствующих цветов; южные отдают предпочтение различным формам и узорам, раскрашивая их многочисленными яркими красками.
4. В отдельную группу выделяются уральские узоры. Так, узоры спицами в процессе исторического преобразования перекочевали на посуду из-за простоты и ажурности узора.
В ходе данной работы мы достигли основной цели – исследовали русские народные узоры на посуде.
Читать дальше
1. Березуцкий, В. Д, Золотарев, П. М. Зачем орнаменты на посуде? / В. Д. Березуцкий, П. М. Золотарев // Вантит : воронежский эколого-исторический сайт. – Режим доступа: http://vantit.ru/arheology-ostrogozhsk/1002-zachem-ornamenty-na-posude.html (дата обращения 28.11.2018).
2. Вопросы древней истории Южной Сибири / Коллектив авторов; отв. Ред. Я.И. Сунчугашев. – Абакан: Хакасский НИИЯЛИ, 1984. – 176 с.
3. Галушка, Н. В. Символика и морфология русских орнаментальных композиций / Н. В. Галушка // Таврический научный обозреватель. – Крым, 2016. – №11. – С. 13–22.
4. Качаева, М. А. Сокровища русского орнамента / М. А. Качаева. – М.: Наука, 1978. – 209 с.
5. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки / Г. С. Маслова. – М.: Наука, 1978. – 209 с.
6. Матющенко, В. И., Сотникова, С. В. О природе культурно-исторических связей населения томского Приобья в эпоху поздней бронзы / В. И. Матющенко, С. В. Сотникова // Вопросы древней истории Южной Сибири. – Абакан: Хак.НИИЯЛИ, 1984. – С. 35–52. Орнамент // Академик. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2344/Орнамент (дата обращения 28.11.2018).
7. Орнаменты народов западно-сибирского региона России // Мастерская Карамелика. – Режим доступа: http://karamelika.com/index.php/interesno/item/83-ornament-narodov-sibiri (дата обращения 28.11.2018).
8. Рындина О. М. Орнамент / О. М. Рындина // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. – Т. 3. – Томск, 1995. – 286 с.
9. Традиционный орнамент : текстиль / Составитель О. Б. Ворончихина. – Вып. 2. – Челябинск: Книга, 2003. – 128 с.
10. Фокина, Л. В. Орнамент. Учебное пособие / Л. В. Фокина. – М.: Феникс, 2005. – 172 с.
Читать дальше