Таким образом, цель и задачи, поставленные в курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Юридическая ответственность является разновидностью правового принуждения. Она предполагающая непосредственное наличие какой-либо обязанности, которая закреплена в законе, определенное понимание необходимости ее активного выполнения, возможность наступления различных неблагоприятных последствий в ситуации нарушения обязанности.
2. Ответственность таможенных органов российской федерации и их должностных лиц является ответственностью за убытки, вред, которые были причинены лицам, их имуществу по причине неправомерных действий, решений, бездействия должностных лиц российских таможенных органов, работников при исполнении ими трудовых или служебных обязанностей. Ответственность может быть дисциплинарной, административной, уголовной и прочей.
3. В соответствии с российским законодательством непосредственно в структуру понятия вреда, который был причинен незаконными решениями, действиями или же бездействием таможенных органов, включаются такие элементы, как: моральный вред, который был причинен в результате принятия российскими таможенными органами, их должностными лицами каких-либо незаконных решений, совершения противоречащих законодательству действий (бездействия); реальный ущерб (утрата или повреждение его имущества, а также расходы, которые понесены либо будут понесены лицом, право которого нарушено, для его восстановления); упущенная выгода (недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). Практика показывает, что в большинстве случаев обязанность таможенных органов в возмещении вреда, причиненного участникам внешнеэкономической деятельности, возникает из следующих правоотношений: неправомерный арест таможенным органом и последующая реализация имущества; неправомерное изъятие таможенным органом товара и последующая утрата товаром потребительских свойств в связи с его хранением; незаконный запрет выпуска товаров по грузовой таможенной декларации; наложение таможенным органом административного взыскания и его исполнение по постановлению о нарушении таможенных правил, которое в последующем признается недействительным; оплата услуг по хранению товаров на складах временного хранения; незаконное привлечение лиц к административной ответственности и т. д.
4. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения позволяют гражданам и юридическим лицам обжаловать практически любое действие или бездействие государственного или муниципального органа (их должностных лиц) в соответствии со своим субъективным представлением о справедливости и законности. Любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, установленные законодательством государства – члена ЕАЭС. Обжаловать решения, действия (бездействия) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа, следуя данной отсылочной норме, вправе любое лицо, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Основанием для подачи жалобы на деятельность таможенных органов могут стать нарушения субъективного права соответствующего физического или юридического лица, вовлеченного в сферу организации и осуществления таможенного дела.