Введение 3
1. Шаманизм как традиционное мировоззрение народов Сибири 5
2. Особенности мировоззрения, религиозной жизни, культуры народов Сибири 8
3. Верования народов Сибири 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Читать дальше
Глобальные политические, социальные, экономические преобразования, характерные последним десятилетиям для нашего государства, помимо всего прочего, обусловили усложненность перспектив развития аборигенов Сибири, сохранения, развития свойственной им культуры. Актуализировались также и проблемы мировоззрения .
В верованиях народов Сибири испокон веков имело шаманство. Именно шаман рассматривается как та персоналия, которая сосредоточивала на себе обширнейшую область религиозной деятельности, выступал посредником между миром духов и миром людей. Шаман выполнял широкий спектр функций:
он лечил;
гадал;
предсказывал будущее;
молился об удаче в промысле;
находил пропавшую вещь, животное, человека;
препровождал души умерших в мир мертвых.
Шаман в обязательном порядке имел культовые атрибуты, которые, согласно представлениям, обладали определенными сакральными свойствами.
Согласно верованиям многих сибирских народов, животные являются теми же людьми, которые только надели шкуру зверя. Кроме того, народами Сибири признавалась:
родственная связь между животными и людьми;
реалии половой коммуникации животного и человека, которое происходила во время сна.
Описанное отношение к представителям животного мира базировалось на тотемизме, одной из наиболее древних форм религии, которая, в свою очередь, основывалась на вере в родство, прямое тождество рода (группы людей), какого-то вида животных.
Отдельно следует отметить, что всем народам Сибири свойственен культ племенных и семейно-родовых покровителей.
Утрата социокультурного многообразия представляет опасность по своим последствиям. Отдельные исследователи приравнивают ее с утратой биологического разнообразия. Народы Сибири являются составной частью этнокультурного многообразия мировой цивилизации, а потому, в связи со сложными политическими и социально-экономическими процессами, имеющими место быть сегодня, требуют дальнейшего изучения, переосмысления.
Читать дальше
1. Алгадьева Т.М. Традиционное мировоззрение в системе культуры коренных народов Севера: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Алгадьева Тамара Михайловна. - Тюмень, 2006. – 189 с.
2. Алексеев, Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. // Новосибирск: 1980. - 320 с.
3. Гвоздев, Р. В. Шаманизм и традиционные военные знания народов Сибири и Дальнего Востока (XIX - начало XX в.) [Электронный ресурс] // Россия и АТР. - 2010. - №3. – Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shamanizm-i-traditsionnye-voennye-znaniya-narodov-sibiri-i-dalnego-vostoka-xix-nachalo-xx-v (дата обращения: 16.01.2019).
4. Горбачева В.В., Соловьева К.Ю., Сем Т.Ю. На грани миров. Шаманизм народов Сибири. Из собрания Российского этнографического музея, СПб. Альбом. – М.: Художник и книга, 2006. – 289 с.
5. Мировоззрение населения южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе / под ред. П.К. Дашковского. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та,2016. – Вып. IX. – 280 с.
6. Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999. - С. 273-282.
7. Смоляк, А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение /. А. В. Смоляк. – М.: Наука, 1991. – 276 с.
8. Хайруллина Н. Г., Харамзин Т. Г., Алгадьева Т. М. Традиции и новации в мировоззрении северных народов [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2015. - №1. – Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-novatsii-v-mirovozzrenii-severnyh-narodov (дата обращения: 17.01.2019).
9. Штомпка П. Социология социальных изменений; пер. с англ. - М., 1996. - 416 с.
10. Time and Traditional World-View of the Kets: Materials of the Bear Cult // Hunters and Gatherersin the Modern World: Conflict, Resistance, and Self-Determination. - New York, Oxford: Bergham Book, 2000. - P. 455-459.
Читать дальше