Введение 3 Глава 1.Теоретический аспект изучения проблемы формирования природоведческих представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1.Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 6 1.2.Методы развития природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 12 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей-природоведов 25 2.1.Диагностика сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2. Программа развивающих занятий по развитию представлений о природе детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина 30 Заключение 45 Список литературы 48

Формирование представления о природе у детей старшего дошкольного возраста по средствам произведений писателей Пришвина, Бианки, Чарушина

дипломная работа
Литература
50 страниц
58% уникальность
2019 год
113 просмотров
Никитина А.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Теоретический аспект изучения проблемы формирования природоведческих представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1.Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 6 1.2.Методы развития природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 12 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей-природоведов 25 2.1.Диагностика сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2. Программа развивающих занятий по развитию представлений о природе детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина 30 Заключение 45 Список литературы 48
Читать дальше
Актуальность исследования. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней. Проза писателей-натуралистов Е.И. Чарушина, В.


Если вы не знаете где заказать дипломную работу по педагогике, обращайтесь к нам. Мы напишем диплом качественно и в соответсвии со всеми вашими требованиями.


.В. Бианки, М.М. Пришвина удивительно проста и доступна детям, это тот благодатный материал, который позволит и педагогу и детям и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. В связи с этим наиболее доступным будет использование литературных произведений для воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями писателей-натуралистов В.В.Бианки, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения – чтение и рассказывание воспитателем. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – возможно посредством литературных произведений. Цель исследования: выявить эффективность литературных произведений в воспитании ответственного отношения старших дошкольников к природе. Объект исследования: процесс воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. Предмет исследования: формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина. Гипотеза исследования: литературные произведения являются эффективным средством воспитания ответственного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. Задачи: 1.Изучить возможности детской художественной литературы как средства формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. 2.Определить методы развития природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. 3.Провести экспериментальное исследование особенностей формирования природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей-природоведов 4.Предложить программу развивающих занятий по развитию представлений о природе детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.А. Чарушина. В исследовании были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы качественной и количественной обработки результатов. Структура данной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие интенсивно развивающейся личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, заботящегося о природе. Одним из конечных результатов экологического воспитания и обучения является формирование ответственного отношения к природе. У дошкольников формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Художественное слово и художественная литература позволяют дополнить знания детей, закрепить их, уточнить. Природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. При знакомстве ребят с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Природоведческая книга выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т.д.). В этом могут помочь произведения В.В.Бианки, М.М.Пришвина и Е.И.Чарушина. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы. Особое значение приобретают обучающие свойства книги, формирующие само мышление, демонстрирующие методику овладения знаниями, развивающие логическое мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям. Книга способствует развитию речи ребенка, его активного словаря. Очень важным является формирование у детей ответственного отношения к природе, являющегося главным показателем сформированной экологической культуры и включающий в себя проявление осознанно-правильных поступков по отношению к окружающему миру. Для подтверждения гипотезы нашего исследования мы провели педагогический эксперимент, где проследили динамику изменения уровня сформированности ответственного отношения старших дошкольников к природе в процессе экспериментальной работы. Констатирующий этап выявил, что на высоком уровне 19% испытуемых в экспериментальной группе и 13% испытуемых в контрольной группе; средний уровень одинаковый по 50 % испытуемых; низкий уровень 31% в экспериментальной группе и 37% в контрольной группе. Полученные данные явились основой для составления комплекса литературных произведений по воспитанию ответственного отношения детей экспериментальной группы о природе. После проведения комплекса ООД с использованием литературных произведений писателей В.В.Бианки, М.М.Пришвина и Е.И.Чарушина, направленных на воспитание ответственного отношения старших дошкольников к природе, была вновь проведена диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в сформированности ответственного отношения к природе в лучшую сторону: увеличилось число детей на 18% с высоким уровнем, со средним - понизилась на 6% и на 12% понизился низкий уровень. В контрольной группе изменения тоже произошли: высокий уровень повысился на 6%, а средний и низкий уровень понизились на 6%. Анализ результатов эксперимента до и после формирующего этапа свидетельствует об эффективности разработанной методики воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе: дети экспериментальной группы улучшили свои результаты. Следовательно, гипотеза о том, что литературные произведения писателей - натуралистов являются эффективным средством воспитания ответственного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе, подтвердилась. Цель и задачи исследования нашли свое решение.
Читать дальше
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения 09.04.2019). 2.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 311 с. 3.Бианки В.В. Рассказы для детей о природе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.tikitoki.ru/(дата обращения 09.04.2019). 4.Боровенская И. Ю., Котлярова Н. В., Кондрашева Н. А. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 154-157. 5.Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учебное пособие / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с. 6.Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с. 7.Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 6.- С. 16-20. 8.Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://poisk-ru.ru(дата обращения 09.04.2019). 9.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.twirpx.com/ (дата обращения 09.04.2019). 10.Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей детского сада. - М., Просвещение, 2015. - 137 с. 11.Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педагогических училищ по спец. "Дошкольное воспитание".- М.: Просвещение, 2011. - 240 с. 12.Кокуева Л.В.Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. - М.: Изд-во АРКТИ. - 2015.- 246 с. 13.Колесников С.И. Экология: учебн. пособие / С.И. Колесников. – М.: Ростов-на-Дону: Наука-пресс, 2015. – 189 с. 14.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий для воспитателей. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с. 15.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., Просвещение, 2014. – 240 с. 16.Маврина И. Художественная литература о природе // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5. – С. 36-38. 17.Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования / Экологическое образование и устойчивое развитие / Н.М. Мамедов. – М., 2016. – 150 с. 18.Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. - 2014.- № 8.- С.17-19. 19.Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях / С.Н. Николаева. – М., 2015.–50 с. 20.Николаева С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14–18. 21.Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе: книга для воспитателей ДОУ/ С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 с. 22.Пермякова Н.Е. Формирование представлений об экологических связях в природе у детей дошкольного возраста / Н.Е. Пермякова // Экологическая педагогика. – Екатеринбург, 2014. – С. 224-230. 23.Пришвин М.М. Сказки о животных. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://skazki.rustih.ru (дата обращения 09.04.2019). 24.Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 311 с. 25.Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраст: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с. 26.Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям: учебно-методическое пособие / А.В. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 2013. – 367 с. 27.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://static.my(дата обращения 09.04.2019). 28.Фролова О.А. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru(дата обращения 09.04.2019). 29.Чарушин Е. Друзья. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://skazki.rustih.ru (дата обращения 09.04.2019).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image