Введение………………………………….……………………….. 3 Глава 1. Творческий и жизненный путь З.Н. Гиппиус…………5 1.1. Биография З.Н. Гиппиус…………………………………….5 1.2. З.Н. Гиппиус и «старшие символисты»……………………9 Глава 2. Тема Родины в творчестве З.Н. Гиппиус……………..19 2.1. Особенности лирики З.Н. Гиппиус…………………………19 2.2. Образ Родины в эмигрантской поэзии……………………24 2.3. Образ России в книгах З.Н. Гиппиус «Стихи (дневник 1911-1921)» и «Сияния»………………………………………………………28 Заключение…………………………………………………………35 Список используемой литературы ………………………………38

Образ «незаменимой» России в эмигрантской поэзии З. Гиппиус

курсовая работа
Литература
40 страниц
96% уникальность
2019 год
73 просмотров
Фатеева О.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………….……………………….. 3 Глава 1. Творческий и жизненный путь З.Н. Гиппиус…………5 1.1. Биография З.Н. Гиппиус…………………………………….5 1.2. З.Н. Гиппиус и «старшие символисты»……………………9 Глава 2. Тема Родины в творчестве З.Н. Гиппиус……………..19 2.1. Особенности лирики З.Н. Гиппиус…………………………19 2.2. Образ Родины в эмигрантской поэзии……………………24 2.3. Образ России в книгах З.Н. Гиппиус «Стихи (дневник 1911-1921)» и «Сияния»………………………………………………………28 Заключение…………………………………………………………35 Список используемой литературы ………………………………38
Читать дальше
Творчество З.Н. Гиппиус было значительным явлением русской культуры рубежа XIX-XX веков. Она являлась предтечей А. Ахматовой и М.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по здравоохранению? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


. Цветаевой в поэзии. Гиппиус была загадкой для современников: женственная, элегантная, современная, умная, но надменная и насмешливая. Даже рядом с громкими именами Серебряного века ее образ не блекнет. Она выступала наравне с великими поэтами и писателями, и это признавали все современники. Но из-за враждебной позиции, занятой ею после революции, творчество Гиппиус оказалось в забвении. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что творчество З.Н. Гиппиус, особенно стихотворения, написанные в эмиграции, мало известны широкому кругу читателей и малоисследованны. В работе мы рассмотрим эволюцию идей З.Н. Гиппиус, ее связь со старшими символистами. Во второй главе будут раскрыты особенности лирики и рассмотрен образ России, Родины, утерянной для Гиппиус навсегда. Цель работы — охарактеризовать образ России в поэзии З.Н. Гиппиус на примере последних книг стихотворений «Стихи (дневник 1911-1921)» и «Сияния». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: - раскрыть единство жизни и творчества, характерное для Серебряного века, выявить события, влиявшие на творческую эволюцию З.Н. Гиппиус - проанализировать образ России в эмигрантской поэзии З.Н. Гиппиус. Объект исследования — творчество З. Гиппиус. Предмет исследования — стихотворения сборников «Стихи (дневник 1911-1921)» и «Сияния». В ходе выполнения работы применялись методы анализа и сравнения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель работы и перечислены решаемые задачи. В главе 1 мы рассматриваем жизненный и творческий путь З.Н. Гиппиус, особенности ее творчества. В главе 2 рассматриваются особенности стихотворной манеры Гиппиус, а также выявляются особенности образа России в эмигрантской поэзии и в последних стихотворениях З.Н. Гиппиус.

Читать дальше
Творчество З.Н. Гиппиус — экстраординарное явление культуры. Все современники замечали ее яркую индивидуальность. Она писала и стихи, и прозу, и пьесы, и критические статьи, являлась властительницей дум, подавала идеи новому поколению поэтов и писателей. Гиппиус счастливо вышла замуж и прожила с мужем, Д. Мережковским, 52 года. Несмотря на сложные отношения, они никогда не расставались. З.Н. Гиппиус прожила долгую жизнь, но 25 лет провела в эмиграции, оторванная от Родины. В 1890-е гг. на литературном горизонте появился символизм, и З.Н. Гиппиус была одной из ключевых фигур в этом направлении. Она принадлежала к кружку «старших символистов» наряду с Д. Мережковским, Н. Минским, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом, А. Белым. Символизм характеризовался устремлением к высокому, к миру мечты и идей. Это было созвучно характеру самой поэтессы и писательницы. В ее символистской поэтике часто встречаются различные крайности, противопоставления. Образ края стал ключевым для Гиппиус. В эпоху своего символистского творчества она проверяла окружающих и себя на прочность, меняла маски. Ей нравился образ «ведьмы», «белой дьяволицы». Чтобы эпатировать публику, в поэзии и критике она выступала от мужского лица. Но какой она была на самом деле? Многие люди, знавшие ее, говорили, что она была крайне ранимой и сознательно создала себе образ злой и беспощадной. От этой позы ей удалось избавиться только в эмигрантской лирике. Многое роднит З.Н. Гиппиус с символистами: мотивы разрушения и уныния, двойственность, стремление к недостижимому и идеальному, внутренний разлад. Уникальным являлось то, что поэзия ее была философской, в ней было мало эмоционального. Также отличает ее от остальных символистов интенсивное богоискательство. Веру в Бога она пронесла через всю жизнь. Многие критики говорят, что в наследии Гиппиус первостепенна именно лирика, поэзия, так как прозаические опыты удавались ей не всегда. Стихотворения Гиппиус писала для себя, это была ее личная исповедь. В ее лирике выделяется три периода: ранний декадентский период (1890-1903 гг.), период религиозных исканий (с 1903 г.) и гражданская лирика (1905 г.). Деление это довольно условное, так как Гиппиус обращалась к Богу и в более ранней, и в более поздней лирике. Основные темы стихотворений: жизнь и смерть, любовь и Бог. Гиппиус размышляет на темы свободы, смирения, исследует свой внутренний мир. Резко меняется лирика Гиппиус в позднем периоде. Ранее стихи ее отличались безукоризненной формой, новаторскими образами. Гражданская лирика лишена каких бы то ни было украшений. Она повествует об ужасах войны, о гневных чувствах в связи с революцией. В эмиграции гневный пыл ее стихотворений начинает спадать, но в них все меньше оптимистического. В позднем творчестве появляются мотивы прощения и смирения, ностальгии. Не только Мережковские, но и другие поэты и писатели оказались в эмиграции. Сравнение с творчеством других поэтов необходимо, чтобы понять царившие тогда в душе З.Н. Гиппиус настроения. Она с мужем принадлежала к старшему поколению эмигрантов. Покинув Россию зрелыми людьми, они уже не могли существовать отдельно от Родины. Для лирики этих поэтов характерен мотив гордого молчаливого страдания, обращение к великим историческим эпохам. Во всем, в каждой написанной ими в эмиграции строке явственно проступает любовь к России. Стихотворения в сборниках «Стихи (дневник 1911-1921)» и «Сияния» свидетельствуют о глубокой печали, тревоге за судьбы Родины. Много в сборнике молитв, обращений к Богу о спасении России («Неотступное»). В стихотворениях «Родное» и «Втайне (сегодня имя твое я скрою…)» звучит мотив гордого молчанья. Хоть поэтесса и страдает, но слезы эти скрыты, и уже понятно, что к прошлому возращения не будет. Присутствуют стихотворения, в которых лирический герой пытается подняться над обстоятельствами, осмыслить их, простить («Как он»). Одно из последних стихотворений в сборнике — «Когда?», где поэтесса стремится увидеть родину любой ценой, даже ценой жизни. Эмигранты считали себя посланниками, сохраняющими русскую культуру и язык. Это мнение было свойственно и З.Н. Гиппиус. Но, органически связанная с Россией, она не могла счастливо жить и творить без Родины.
Читать дальше
1. Бенуа Н.А. «Мережковские» [Электронный ресурс] — 1955 — Режим доступа: https://gippius.com/about/a-n-benua_merezhkovskie.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 2. Боброва О. «Героиня Серебряного века» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://poetrylibrary.ru/stixiya/337.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 3. Брюсов В. «Зинаида Гиппиус» [Электронный ресурс] — 1915 — Режим доступа: https://gippius.com/about/bryusov_z-n-gippius.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 4. Гиппиус З.Н. Стихотворения. Живые лица - М.: Художественная литература, 1991 - 471 с. (Забытая книга) 5. Гиппиус З.Н. Чертова кукла: Проза. Стихотворения. Статьи/ М.: Современник, 1991 – 588 с. 6. Злобин В. «Тяжелая душа» [Электронный ресурс] — 1958 — Режим доступа: https://gippius.com/about/zlobin_tyazhelaya-dusha.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 7. Моисеева Л.П. «Мы жили тогда на планете другой…» [Электронный ресурс] — 1997 — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/339/921/1217/018Moiseev.pdf (дата обращения: 15.05.2019 г.) 8. Нартыев Н.Н. Поэзия З. Гиппиус: проблематика, мотивы, образы: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 108 с. 9. Николюкин А.Н. «Зеленоглазая наяда, или белая дьяволица» [Электронный ресурс] — 2008 — Режим доступа: https://gippius.com/about/nikoljukin_zelenoglazaya-nayada-ili-belaya-diavolitsa.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 10. Красников Г. «Ускользающий образ: К 130-летию поэтессы З. Гиппиус». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://poetrylibrary.ru/stixiya/379.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 11. Орлов В. Поэт, показавший себя своенравно и дерзко. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/1999/1221/koi/orlov.htm (дата обращения: 15.05.2019 г.) 12. Осьмакова Н. «Единственность Зинаиды Гиппиус» [Электронный ресурс] — 2001 — Режим доступа: https://gippius.com/about/osmakova-edinstvennost-gippius.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 13. Пайман А. «История русского символизма» — М.: Республика, 2000 — 415 с. 14. Перцов П.П. «Первые символисты» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://gippius.com/about/pertsov_pervye-simvolisty_fragment-o-gippius.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 15. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева. М., "Просвещение", 1990 — 695 с. 16. Русские писатели XX века. Библиографический словарь. - М.: Просвещение. 1998 — 783 с. 17. Смирнова Л. Русская литература конца XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/smirnova/11.html (дата обращения: 15.05.2019 г.) 18. Соколов А. История русской литературы конца XIX — начала XX века [Электронный ресурс] — 2000 — Режим доступа: https://sinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/004_istoria_russkoi_liter_konca_19_20_veka_sokolov_2000/000.htm (дата обращения: 15.05.2019 г.) 19. Ученова В. «Мне нужно то, чего нет на свете…»// Гиппиус З.Н. Чертова кукла: Проза. Стихотворения. Статьи/ М.: Современник, 1991 – 588 с. 20. Шагинян М. О. О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус. М., 1912 — 42 с. 21. Хадынская А. «И Россия, как белая лира…» [Электронный ресурс] — 2016 — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/i-rossiya-kak-belaya-lira-obraz-ostavlennoy-rodiny-v-poezii-russkoy-emigratsii-pervoy-volny (дата обращения: 15.05.2019 г.)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Специфика глобальной повестки дня в национальных СМИ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image