Введение 3
Глава 1. Человек и органический мир 4
1.1 Человек в системе органического мира 4
1.2 Роль фитосреды в жизни человека. 6
Глава 2. Природа человека 9
2.1 Соотношение в человеке биологической и социальной природы 9
2.2 Взаимосвязь биологической и социальной природы личности 11
Заключение 18
Список литературы 20
Читать дальше
В результате многочисленных исследований было создано несколько концепций, посвященных развитию личности. Каждая из этих концепций освещает тему развития личности с разных сторон, и позволяет ответить на вопросы поиска причин, формирования различных качеств индивида.
В рамках биологической концепции человек рассматривается как биологическое существо и природное явление. Особенности его поведения также характеризуются в зависимости от данных ему с момента рождения инстинктов, потребностей и стремлений.
Вторая концепция – социальная, основной идеей которой является мысль о том, что окружающая человека среда является основным фактором в процессе развития человека.
В процессе развития биологической концепции развития личности были выделены следующие основные моменты:
- важнейшую роль в психическом развитии человека играют этапы исторического и биологического развития его родителей,
- решающее значение в процессе развития личности принадлежит наследственности;
- основой для проявлений поведения человека является процесс биологического созревания организма, процесс развития – это только лишь количественные изменения организма;
- между ребенком и общество присутствует тесная биологическая связь;
- в процессе развития наследственных черт индивида воспитание и социальная среда являются всего лишь источниками для создания необходимых условий развития;
- вмешательство в природу ребенка со стороны недопустимо.
Несмотря на то, что биологическая концепция и созданные на ее основе теории занижает роль среды и социума она имеет определенную значимость и научный интерес:
- в процессе развития данной концепции были созданы основы идеи развития личности;
- была обозначена роль активности для процесса саморазвития;
- была определена роль и значение игры в жизни ребенка и ее влияние на будущее ребенка;
- благодаря данной концепции получила развитие теория научения личности;
- именно изучение биологического фактора при развитии личности явилось толчком для развития таких наук как генетика и психогенетика.
Социальная концепция также имеет несколько подтеорий. Самой известной из них является теория социального научения, в основе которой лежит мысль о том, что все имеющиеся индивидуальные различия являются результатами научения. Самое широкое распространение данная теория получила в Советском союзе и советской психологии и педагогике. Психологи и педагоги данного периода считали, что процесс развития определен наследственностью и инстинктами только на 10 %, остальные 90% являются результатами воздействия среды на личность.
Таким образом, в концепциях идет игнорирование активности личности и человеку отводится роль пассивного существа, которое только лишь приспосабливается к окружающей его среде.
Читать дальше
1. Бачерова Н.М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми 2-3 лет. – М.: Учитель, 2016. – 128 с.
2. Боген Г.А. Современная биология. – М.: Мир, 2014. – 415 с.
3. Винчестер А.В. Основы современной биологии. – М.: Мир, 2014. – 328 с.
4. Волков И.Н. Биология. Углубленный курс. – М.: Юрайт, 2014. – 768
5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – М.: Феникс +, 2015. – 512 с.
6. Гороховская Е.А. Концепции современного естествознания. Часть 2. Биология и геология. – М.: РГГУ, 2015. – 128 с.
7. Каменская М.А. Информационная биология. – М.: Академия, 2016. – 368 с
8. Константинов В.М. Общая биология. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
9. Корочкин Л.И. Биология индивидуального развития. – М.: Издательство МГУ, 2014. – 264 с.
10. Курчанов Н.А. Антропология и концепции биологии. – М.: СпецЛит, 2016. – 192 с.
11. Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура. – М.: ИФРАН, 2014. – 320 с.
12. Мажуга П.М. Проблемы биологии человека. – М.: Наукова думка, 2014. – 328 с.
13. Орлов И.Б. "Человек исторический" в системе гуманитарного знания. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 192 с.
14. Пехов А.П. Биология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 656 с.
с.
15. Синельщикова В.В. Биология. Эволюция. Экосистема. Биосфера. Человечество. В 2 книгах. Книга 2. – М.: Высшая школа, 2015. – 336 с.
16. Соколова Л.В. А. А. Ухтомский и комплексная наука о человеке. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. – 316 с.
17. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – М.: Академия, 2016. – 384 с.
18. Фролов И.Т. Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии. – М.: Либроком, 2014. – 304 с.
19. Эмесский Немезий. О природе человека. – М.: Канон +, Реабилитация, 2016. – 464 с.
20. Ярыгин В.Н Биология. В 2 книгах. Книга 1. – М.: Высшая школа, 2015. – 432 с.
Читать дальше