Накопленные на данный момент данные позволяют утверждать, что Гильда, во всяком случае, на момент написания своего труда, не являлся монахом. Стиль и язык «О погибели Британии» дают основание полагать, что Гильда получил классическое образование. В круг его чтения входил ряд сочинений античных авторов, в том числе Вергилий, и, возможно, Тацит и другие. Надлежит также отметить, что относительно дат жизни и места написания «О погибели Британии» в литературе до сих пор существуют значительные разногласия.
Традиционная дата, приписываемая работе Гильды - около 547 года - основанная на дате смерти упомянутого в книге короля Маэлгуна, содержащейся в «Анналах Камбрии», не может быть признана вполне достоверной.
На данный момент наиболее вероятным представляется предположение, что это произведение было написано на юге Британии в начале VI века. Два существующих жития Гильды практически не содержат реальных сведений о его личности и биографии. Возникновение первого из них, видимо, было связано с учреждением культа Гильды в Рюи (Бретань). Житие, авторство которого приписывается Карадоку Лланкарванскому (Нанткарванскому), очевидно, отражает рост популярности легенд о короле Артуре в Х1-Х11 веке, что вызывало желание связать прославленного историка бриттов с прославленным королем.
Следует отметить недостаточную исследованность ирландской традиции о Гильде, в том числе недоработанность вопроса о распространении в Ирландии его труда (напомним, что одна из рукописей «О погибели Британии» - X - ирландского происхождения).
Говоря об источниках, на которых был основан труд Гильды, напомним, что нам кажется крайне неубедительным распространенное в английской историческое науке предположение об использовании Гильдой «Истории против язычников» Павла Орозия.
За исключением неверно указанного размера острова Британии нет ничего, что объединяло бы эти две работы, а говорить о намеренном замалчивании Гильдой информации Орозия, на наш взгляд, нет оснований. Как мы полагаем, пробелы в наиболее ранних «исторических» главах Гильды (5-13) вполне могут объясняться тем, что Гильда обладал лишь источником, в котором рассказывалось о завоевании Британии (вероятнее всего, «Анналами» Тацита), а какой-либо письменной информации по истории II-IV веков у него не было.
Упоминание об узурпации Магна Максима, судя по резко отрицательному отношению к нему Гильды, которое было несвойственно как позднеантичным авторам (Орозию, Сульпицию Северу), так и валлийской традиции, и отмечается лишь в официальной придворной литературе (панегирике Паката Дрепания, стихотворениях Клавдиана) - видимо, проистекает из какого-то дошедшего до Гильды официального источника, вероятнее всего, литературного характера (прозаического или стихотворного панегирика?).
Исследование политической структуры послеримской Британии представляло для нас особую трудность, поскольку вопросы самоорганизации римского и романизированного населения римских провинций в литературе мало рассматриваются. Основное внимание, как кажется, было направлено на историю варваров и синтез варварских и римских институтов. Британия в этом отношении представляет собой уникальный случай, так как ее население, будучи достаточно романизированным, строило свою политическую организацию практически без участия англосаксов. Анализ «О погибели Британии», раннехристианских надписей и некоторых сведений, содержащихся у авторов 1V-VI веков, позволил нам выдвинуть предположение о постепенном формировании у бриттов королевской власти, у истоков которой были, видимо, во-первых, в основном, выборные магистраты бриттских, и, во-вторых, люди, командовавшие войсками, среди которых одно из первых мест занимали федераты, из числа скоттов, пиктов, а также, возможно, атакоттов.
Ряд данных (смешение ирландских и латинских личных имен и терминов в одной надписи, отсутствие у Гильды каких-либо различий между династиями бриттского и небриттского происхождения) позволяет полагать, что взаимодействие между романизированным бриттским населением и такими федератами (или самовольными поселенцами) было достаточно мирным.