Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Система народного образования 1920-1930-х годов 1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты………………………………………………………………………....6 1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности…………………………………………………….……..10 Глава 2. Система народного образования 1941-1991 годов 2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………....15 2.2. Школа в Ленинградской области в послевоенное время (1945 - 1958)………………………………………………………………………………18 2.3. Система школьного образования в Ленинградской области и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………………………………...…30 Глава 3. Перестройка системы образования с переходом к рыночной экономике……………………………………………………………………..…36 Заключение ……………………………………………………………....44 Список используемой литературы ……………………………………..48

Система образования СССР и её реформы

курсовая работа
История
50 страниц
21% уникальность
2019 год
78 просмотров
Бетина О.
Эксперт по предмету «История педагогики»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Система народного образования 1920-1930-х годов 1.1. Перестройка системы образования после революции 1917года. Ее результаты………………………………………………………………………....6 1.2. Система образования в годы форсированной модернизации (1929-1341), ее особенности…………………………………………………….……..10 Глава 2. Система народного образования 1941-1991 годов 2.1. Реорганизация школьного просвещения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………....15 2.2. Школа в Ленинградской области в послевоенное время (1945 - 1958)………………………………………………………………………………18 2.3. Система школьного образования в Ленинградской области и попытки ее реформирования в период «развитого социализма»…………………………………………………………………...…30 Глава 3. Перестройка системы образования с переходом к рыночной экономике……………………………………………………………………..…36 Заключение ……………………………………………………………....44 Список используемой литературы ……………………………………..48
Читать дальше
политики, деятельность властных структур по развитию школы. Существенным недостатком сборников документов, появившихся в советское время, является выборность источников, оставлявшая за пределами изданий все факты, не укладывавшиеся в рамки официальной концепции. Этот пробел был частично устранен за счет использования большого количества архивных материалов. Теоретическая значимость. В работе привлечен достаточно широкий круг разноплановых источников. Новое прочтение ранее введенных в научный оборот материалов позволило по-иному, с учетом исторических реалий взглянуть на сложный процесс формирования взаимоотношений власти и школы в Советском государстве. Использование малоизученных источников, к которым относятся в основном документы, касающиеся содержательной стороны школьного обучения и кадрового вопроса, способствовало комплексному, всестороннему изучению влияния властных структур на систему общего образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения истории взаимоотношений власти и школы, места и роли образовательной политики в системе государственных мер, направленных на социально-политическое и экономическое развитие Советского государства.


Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по естествознанию. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.


. Результаты работы также могут быть применены при разработке лекционных и семинарских занятий по отечественной истории, истории педагогики, различного рода спецкурсов, при подготовке учебно-методических пособий для студентов высших учебных заведений и слушателей учреждений системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Работа состоит из введение, три главы, заключение и списка используемой литературы.

Читать дальше
История перестройки отечественной школы после 1917года оказалась драматичной и противоречивой. В советский период (до начала 90-х) состоялись заметные положительные сдвиги в развитии образования (достижение всеобщего бесплатного общего образования, качественный и количественный рост среднего образования), существенное приращение педагогических знаний. Вместе с тем движение просвещения по восходящей линии, обогащение педагогического знания происходили в социальных условиях затрудняли свободную идейную политику, при сокращении контактов с мировой школой, слабом использовании опыта российской и зарубежной школы. Сформировалась система воспитания, жесткого подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план в развитии учащихся политико-идеологическую индокринацию. Идеи и система коммунистического воспитания оказались мощными и эффективными. В ходе распада СССР (вторая половина 1980-х начала 1990-х) школа России приходила во все большее несоответствие с общественными высокими целями обучения и результатами школьного образования и воспитания. Просвещение Российской Федерации после распада Советского Союза построились на совершенно ином, отличавшемся от прежнего, фундаменте. Следовательно, отметились и новые проблемы в сфере образования, не решенные и по сегодняшний день. Переход к XXI веку можно охарактеризовать как период, в котором обнаруживается поиск разных подходов к воспитанию, образованию и обучению. Такие тенденции, как гуманизация и гуманитаризация образования, заняли прочное место. Конечно, многие современные идеи требуют объективного критического анализа, существенной доработки, но в целом нельзя не отметить позитивных изменений которые приближают воспитательную и образовательную практику к потребностям времени. Таким образом, в результате проделанной работы необходимо сделать некоторые выводы. Историю реформ образования в России следует рассматривать с двух сторон: во-первых, как исторический опыт, позволяющий извлекать определенные уроки на пути совершенствования управления делом образования, образовательных учреждений, обучения и воспитания в школе; во-вторых, как опыт, позволяющий строить некоторые прогнозы относительно будущего образования. Лишь глубокий анализ не только самих реформ образования, но и исторических, и социально-экономических условий, в которых они осуществлялись и проводятся сейчас, может предостеречь от серьезных ошибок и обеспечить подъем современного образования как социокультурного института и развитие общества. Так, говоря о положительных и отрицательных сторонах образовательного процесса в дореволюционной России, следует помнить, что принципы обучения, которые нарабатывались и формировались десятилетиями, не могут измениться в одночасье, вследствие принятия нового Устава. Это длительный процесс, требующий постоянного и постепенного усовершенствования, сообразного с потребностями и вызовами общества. Что касается реформирования образования в советский период, то революция 1917 года дала толчок на ликвидацию безграмотности. В основу реформ образования в СССР во второй половине ХХ в. была положена концепция воспитывающего обучения. Период «оттепели» привел к появлению «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958), на основании которого была проведена одна из масштабных реформ образования: для преодоления «отрыва обучения от жизни» были проведены структурные, количественные и качественные изменения всей системы образования в целях социализации молодежи через совершенствование ее профессиональной подготовки, учитывающей насущные потребности общества, повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с техническим прогрессом. Приобрело развитие вечернего и заочного высшего образования. Итогом реформы стало обеспечение социальной мобильности для представителей разных социальных слоев, развитие материальной базы средних школ, оснащение их мастерскими и кабинетами и т.д., значительное увеличение количества обучающихся в общеобразовательных школах, школах рабочей и сельской молодежи, среднеспециальных учебных заведениях, вузах, в целом - повышение общеобразовательного уровня в стране. Однако к середине 1960-х годов реформа отчетливо продемонстрировала свою неэффективность в ряде ключевых аспектов. Ключевым в реформе 1965 г. стал переход к всеобщему среднему образованию, объявленный приоритетом советской образовательной политики. В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию» (1972) был подведен итог этой реформы. Одна из самых масштабных реформ образования, объявленная в 1984 г. (в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы»), предполагала дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным, нацелить молодежь на получение рабочих профессий, перераспределив материальные ресурсы в пользу системы профессионально-технического образования за счет высшей школы, т.е. в этой реформе указанное противоречие достигло своего пика. Начавшаяся в 1985 г. «перестройка» привела к появлению «Основных направлений перестройки высшего и среднего специального образования в стране», «Координационного плана НИР по комплексным проблемам высшего и среднего специального образования на 1987-1990 гг.» (1987), сопутствовавших им партийно-правительственных постановлений по высшей школе. Перестройка высшей школы понималась как ее децентрализация и демократизация. Эта линия должна была стать ведущей в «Государственной программе развития высшего образования», разработка и осуществление которой (с 1989 г.) были прерваны распадом СССР. Положительным моментом реформ образования советского периода является то, что был заложен фундамент институтской системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года
Читать дальше
Конституция РФ 12 декабря 1993г. 2.Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. N 3. Ст. 150. 3.Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. № 35. Ст. 4135. 4.Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000г. № 41. Ст. 4089. 5.Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011г. № 10. Ст. 1377. 6.Абасов З. А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философские науки. 2015. №9. С.101-114. 7.Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М., 2010.-120с. 8.Алязова З.С. История образования // Вестник ТГПУ. 2009. № 12 (90). 9. Асланов, Л. А. Менталитет и власть. Русская цивилизация. Книга 3. СССР и реформы / Л.А. Асланов. - М.: ТЕИС, 2009. - 480 c. 10.Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сб. материалов. М., 2008.-142с. 11.Богуславский М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2015. 12. Васильев, Сергей На злобу дня: от платонизма до реформы образования / Сергей Васильев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 458 c. 13.Васильковская Е. И. Особенности формирования и развития системы педагогического образования в Советском государстве в 1930- 1940-е гг. // Вестник СГАП. 2016. № 6. С. 81-86. 14.Высшие педагогические курсы // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Гл. ред. И.А. Каиров. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 2014. – С. 464. 15.Гендерное образование. Региональный обзор состояния реформ высшей школы и гендерного образования в восьми странах СНГ. - М.: Вариант, 2008. - 320 c. 16.Генкина Э. Б. Образование СССР. 2-е изд. М., 1947.(не переиздавалось) 17.Гуревич, Я. Г. К вопросу о реформе системы среднего образования / Я.Г. Гуревич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 531 c. 18.Денисова, М. А. Лингвострановедческий словарь. Народное образование в СССР / М.А. Денисова. - М.: Русский язык, 2010. - 280 c. 19.Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социологические исследования. 2015. №2. С.8087. 20.Джуринский А. Н. История педагогики. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 432 с. 21.Ильинский И. М. Между будущим и прошлым: Социальная философия - Происходящего. М., 2016. С. 489-502. 22.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 512 с. 23.Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М. , 2008. 24.Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование. 2016. № 3. 25. Логвинов И.И. Об истории нашей школы и ее сегодняшних бедах // Новое в психологопедагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. – № 1. – С. 45-57. 26.Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития // Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития. 2014. № 2. 27.Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов. – М.: Просвещение, 2014. – 417 с. 28.Ольсевич, Ю.Я. Влияние хозяйственных реформ в России и КНР на экономическую мысль Запада. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / Ю.Я. Ольсевич. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 428 c. 29.Прутченков А. С. Школа и рынок. - / А.С.Прутченков - М., 2017.-325с. 30.Растопшин И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века. Сб. М., 2017.-235с. 31.Рыбников, К. А. Войны за просвещение. Математическое образование в СССР и России и Болонский процесс / К.А. Рыбников, К.К. Рыбников. - М.: Гелиос АРВ, 2012. - 160 c. 32.Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.-240с. 33.Хомякова К. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский периоды – [Электронный ресурс] . - М.: БЕК, 2008. 34.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). – Ф. 7444. Оп. 17.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image