Содержание 2 Введение 3 Глава 1. Особенности памяти как познавательного психического процесса 6 1.1 Понятие и сущность социального интеллекта 6 1.2. Существующие методики и диагностики памяти 9 Глава 2. Анализ методик диагностики свойств памяти 18 2.1 Краткая характеристика используемых в работе методик 18 2.2. Результаты проведенного исследования и их обсуждения 21 Заключение 26 Список использованной литературы 29

Анализ методов исследования памяти и ее характеристик.

курсовая работа
Психология
30 страниц
71% уникальность
2019 год
160 просмотров
Иванов А.
Эксперт по предмету «Психодиагностика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание 2 Введение 3 Глава 1. Особенности памяти как познавательного психического процесса 6 1.1 Понятие и сущность социального интеллекта 6 1.2. Существующие методики и диагностики памяти 9 Глава 2. Анализ методик диагностики свойств памяти 18 2.1 Краткая характеристика используемых в работе методик 18 2.2. Результаты проведенного исследования и их обсуждения 21 Заключение 26 Список использованной литературы 29
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблеме памяти в психологии уделяется достаточно много внимания, при этом она рассматривается как с экспериментальной, так и с теоретической точки зрения. Такой интерес к данному вопросу основан на исключительной значимости процессов памяти в произвольной человеческой активности, будь то обучение, труд, общение, научная работа и в целом повседневная жизнь. Память можно определить как важнейшую форму психической регуляции деятельности, которая также выступает в качестве основы видового и индивидуального поведения. Память помогает человеку получать информацию из прошлого и обогащаться настоящее, с ее помощью человек может сохранять факты и трансформировать их в различные идеи. Также память способствует формированию индивидуальности, выстраиванию связи с окружающим миром и формированию планов на будущее. Кроме того, стоит отметить, что память составляет основу способностей человека и выступает в качестве условия для научения, приобретения знаний, развития умений и навыков. Без памяти личность и общество не могли бы нормально функционировать. Именно благодаря наличию памяти и возможности ее совершенствовать человек выделяется из мира животных и может достичь различных высот. Также стоит отметить, что развитие памяти имеет важное значение для прогресса общества.


Если вы ищете, где можно заказать отчет недорого , обратитесь к специалистам Work5.


. Под памятью понимается способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Памятью обладают все живые существа, при этом на наиболее высоком уровне она развита именно у человека. Она, в качестве психического процесса, направленного на сохранение и воспроизведение информации, развивается и совершенствуется через общественно-трудовую деятельность, и представляет собой сложный исторический продукт, связанный с историческим бытием и исторической деятельностью человека. До недавнего времени многие исследователи отмечали, что проблема памяти является одним из наиболее тщательно исследованных разделов психологической науки. Однако дальнейшее исследование закономерностей памяти способствовало тому, что она снова стала актуальной для исследователей. Разработка проблемы памяти, а также исследования в данной области способствуют прогрессивному развитию различных областей знаний. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ памяти и методов ее исследования является актуальным и требует дополнительного изучения. Объект исследования - память как психический познавательный процесс. Предмет исследования - методы исследования памяти. Цель исследования - провести анализ методов исследования памяти и ее характеристик. Гипотеза исследования: 1. На основе теоретического анализа выявить степень изученности памяти как важнейшего познавательного процесса. 2. Экспериментальное изучение памяти как познавательного психического процесса. Задачи: 1. Изучить основные научные направления в области разработки проблем памяти 2. Рассмотреть методики диагностики памяти 3. Провести эмпирическое исследование свойств памяти Методическая основа исследования. Представления о познавательном процессе памяти и ее свойствах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, П. Жане, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Рубинштейн С.Л., А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, и др.), а также теоретические положения общей психологии, различные теории памяти. В качестве наиболее яркого представителя описательного исследования памяти можно отметить П.П. Блонского. Также особенности памяти рассматриваются в рамках функционально-генетического подхода, который представлен Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия. В деятельностном подходе память изучалась в работах П.И.Зинченко и А.А.Смирнова. Среди современных подходов к памяти наибольшее распространение получил системный подход С.П. Бочарова, а в системно-деятельном подходе Г.К. Середа, психофизический подход представлен в работах Э.А. Голубева, А.Н. Лебедев. Методы исследования: 1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические: наблюдение, беседа 3) качественный и количественный анализ результатов исследования. Практическая значимость исследования: возможность использования его при изучении памяти как важнейшего познавательного процесса и ее свойств. Структура и объем работы. Объем работы составляет 32 страницы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 15 источников.

Читать дальше
Данное исследование посвящено изучению методов исследования памяти и ее характеристик. Социальный интеллект представляет собой относительно новое понятие в психологической науке, которое сейчас находится в ситуации активного развития и уточнения. Посредством социального интеллекта можно определить уровень того, насколько адекватным и успешным будет социальное взаимодействие человека. В рамках данного исследования социальный интеллект рассматривается как устойчивая, основанная на особенностях мыслительных процессов, аффективном реагировании, а также социальном опыте способность к пониманию самого себя и других людей, а также умение выстроить взаимоотношения и спрогнозировать межличностные события. При анализе истории понимания социального интеллекта было выявлено, что это понятие может быть обозначено как довольно сложное, неоднозначно трактуемое психологическое явление. При изучении данного понятия активным образом изучаются следующие характеристики: социальная компетентность, социальная перцепция, понимание людей, социальная адаптация и адаптивность, построение жизненных стратегий и решение проблем бытия и т. п. Современные методики исследования памяти направлены на проведение анализа и рассмотрение ее на каждом из основных этапов, среди которых можно выделить усвоение, сохранение и воспроизведение информации. В данной работе были рассмотрены основные методики изучения непроизвольного запоминания, кратковременной памяти, а также процесс заучивания. Изучение непроизвольного запоминания и условий его продуктивности проводится с использованием следующих методик: методика И.П. Зинченко, методика «Классификация изображений предметов», «Метод Джекобса». Также данные методики легли основу других методов изучения кратковременной памяти. В качестве примера здесь можно привести методику Л.С. Мучника и В.М. Смирнова («Определение индекса кратковременной памяти») и методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента». Для изучения особенностей процесса заучивания могут быть использованы классические методики, среди которых метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации и др. Кроме того, в процессе изучения памяти необходимо обращать особо внимание на исследование такого важного направления как факторы, которые оказывают влияние на сохранение материалов в памяти. Для их изучения могу быть использованы различные методики, например, методика Ф.Д. Горбова, направлением которой является определение преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью. Память играет важную роль в процессе обработки информации, которая поступает человеку из внешних источников, в связи с чем нельзя не отметить значение в обучении. Особую актуальность данная проблема находит в период младшего школьного возраста. В связи чем для изучения особенностей памяти у младших школьников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 23 человека. Исследование проводилось включало в себя четыре этапа: определение проблемы исследования и разработку методического аппарата, подбор диагностических методик, проведение диагностики и анализ полученных результатов. Для того, чтобы изучить особенности памяти младших школьников, использовались такие методики, как методика «Заучивание 10 слов» (Лурия А.Р. ), методика «Пиктограмма», (Лурия А.Р.) и методика «Измерение памяти методом определения отсутствующего элемента». В ходе анализа результатов по обозначенным методикам, а также обобщенное изучение результатов проведенной диагностики. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что преобладающим является высокий уровень, который представлен больше, чем у половины обследуемых детей. При этом низкий уровень был выявлен лишь в единичных случаях. Таким образом, цель исследования достигнуты, задачи выполнены в полном объеме. Гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение.
Читать дальше
1. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017. – 448 с. 2. Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. – 3-е изд. – М.: МПСИ, 2006. – С. 113 – 126. 3. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический проспект, 2011. – 318 с. 4. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 5. Ильина М.К. Психология памяти / М.К. Ильина. – М.: АСТ, 2014. – 656 с. 6. Кошель, Н.Н. Профессиональная компетентность / Н.Н. Кошель. – 2005. – № 9. – С. 8-14 7. Курочкина И. А. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2014. – 225 с. 8. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). – СПб.: Иматон, 1996. – 50 с. 9. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М . : Академия, 2014. – 160 с. 10. Подростки с нарушениями в аффективной сфере : Клинико-психол. Характеристика «трудных» подростков / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. – М. : Педагогика, 1988. – 165 с. 11. Пожар Л.С. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология / Л.С. Пожар. – М. : ИПП, 1996. – 128 с. 12. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2014. – 560 с. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ Питер 2015. – 713 с. 14. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А.Е. Савельев// Вестник КРУ МВД России. – 2012. – №2 (16). – С. 88-92 15. Смольникова Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова. - Томск: ТУСУР, 2016. - 337 с. 16. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с. 17. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. 18. Субъективная оценка в структуре деятельности / Отв. ред. Ю.М. Забродин. – Саратов, 1987. – 174 с. 19. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). –М.: Медгиз, 1965. – 406 с. 20. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 222 с. 21. Усова О.Н. Специальная психология. – СПб: Питер, 2016. – 400 с. 22. Чуприкова Н.И. Память / Н.И. Чуприкова // Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – С.378-422.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image