ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 7 1.1. Методы исследования индивидуальности обучающегося. 7 1.2. Проективный рисунок как один из методов психодиагностики исследования личности обучающегося, его виды 15 1.3. История развития проективного рисунка как метода психодиагностики 25 1.4. Возрастные особенности изображений ученика 35 ГЛАВА 2. Использование проективных рисуночных методик в диагностике школьного развития 3 2.1. Выявление анализ эмоций с помощью рисунка 43 2.2. Изучение темперамента с помощью рисунка 47 2.3. Изучение межличностных отношений в группе с помощью проективного рисования 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Проективный рисунок как вспомогательный метод изучения личности школьника.

дипломная работа
Психология
81 страниц
78% уникальность
2019 год
115 просмотров
Богданова О.
Эксперт по предмету «Психодиагностика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 7 1.1. Методы исследования индивидуальности обучающегося. 7 1.2. Проективный рисунок как один из методов психодиагностики исследования личности обучающегося, его виды 15 1.3. История развития проективного рисунка как метода психодиагностики 25 1.4. Возрастные особенности изображений ученика 35 ГЛАВА 2. Использование проективных рисуночных методик в диагностике школьного развития 3 2.1. Выявление анализ эмоций с помощью рисунка 43 2.2. Изучение темперамента с помощью рисунка 47 2.3. Изучение межличностных отношений в группе с помощью проективного рисования 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Читать дальше
Актуальность. В условиях современного общества и активного темпа жизни, психологического напряжения и интеллектуальной нагрузки в процессе обучения наблюдается увеличение внимания исследователей к особенностям эмоциональной сферы у детей разного возраста. Обучение ребенка в школе составляет значительную часть полноценного переживания самореализации, влияющего на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость (Журавлева Ж.И., Кляйн М.


Необходимо выполнить отчет по практике ? С этим вам может помочь компания Work5.


.). Школа представляет собой платформу, которая предполагает постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость влияниям, с одной стороны, а с другой - устойчивость чрезмерно сильным воздействиям. В процессе учебно-воспитательного процесса происходит интенсивное формирование и развитие психологических особенностей личности, паттернов поведения и типов реакций на стрессовые ситуации, а также специфики ее адаптивности (Долгатов М.М., Киричук О.В.). Среди ключевых запросов к психологической службе школы сегодня: психолого-педагогическое сопровождение и эффективная подготовка учащихся к периоду адаптации в школе, подготовки к государственной итоговой аттестации (четвертые классы), экзаменов, внешнего независимого оценивания, исследования личности школьников, учащихся - участников олимпиад и конкурсов. Следовательно, важным аспектом работы в школьном учреждении образования является составление прогноза социальной адаптации детей, оценка ресурсов личности, эмоциональной сферы и межличностных отношений необходимых для преодоления трудностей, составление индивидуальной программы социальной адаптации ребенка (Куликовская И.Э., Магомедова М.К.). Зачастую для диагностики применяют тестирование и опрос, где очень сложно определить проблему, в частности, у детей младшего школьного возраста. Данная дипломная работа направлена на раскрытие важности применения проективных рисунков в диагностике детей и более широких возможностей в изучении личности школьника. Проективные диагностические методы широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста в разных жизненных ситуациях. Однако особенно большое значение они приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей и состояний (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний (Алексеева С. О., Аникина А.П., Карпова С.И.). Проективные методы не требуют такой рефлексии. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах) (Батюта М. Б.). Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает свое собственное “я”, особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача детского психолога - облегчить “проекцию” для испытуемого ребенка (Богдан Т. В., Вальдес М.С.). Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования домика, дерева, семьи, собственного портрета, несуществующего животного, но и радуются интересу взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на листе. Таким образом, рисуночные методики позволяют выявить личностные проблемы ребенка, которые им обычно не осознаются, а так же его актуальные (сегодняшние) переживания, страхи, тревоги. Исследованию диагностико-коррекционной способности рисунка в ракурсе психодинамической парадигмы посвящены труды последователей Т. С. Яценко, К. А. Бабенко (механизмы символизации), Н. В. Гринева (архетипическая символика), Т. С. Яценко (диагностические возможности комплекса тематических психорисунков), А. М. Поляничко (психическое отражение), П. Г. Теслюка (значение символики рисунков), Л. Г. Туз (психоаналитическая интерпретация) и др. В центре дипломной работы находился метод комплекса тематических рисунков, основанный на Психодинамические подходе к интерпретации архетипно-символического эмпирического материала участников групп АСПО. Метод опирается на закон положительной дезинтеграции и вторичной интеграции психики на более высоком уровне психического развития субъекта, процессуальную диагностику в единстве с коррекцией, что обусловливает познания психики в единстве сфер сознательного и бессознательного, при наличии их автономии. Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Проективный рисунок как вспомогательный метод изучения личности школьника». Цель исследования: Изучить проективный рисунок как вспомогательный метод изучения личности школьника. Объект исследования: методы изучения психологических особенностей личности школьников. Предмет исследования: проективный рисунок как метод изучения индивидуальных особенностей личности младших школьников. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретико-методологическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить диагностические характеристики проективно-графических методик. 3. Исследовать характерологические особенности младших школьников с помощью проективных методик. 4. Провести диагностику межличностных взаимоотношений в группе у детей младшего школьного возраста с применением проективного рисования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: общие положения процесса обучения (научения, учения) (С. О. Алексеева, Ю. М. Забродин, и др.) положения о связи развития с психокоррекцией (Р. Бернс, А. Фрейд, Э. Фромм, Т. С. Яценко) главные идеи о связи психокоррекции с помощью проективных методик и воспитанием (М. Киселева, К. Колакоглоу, М. Кляйн, К. Маховер, Н. Одинокова, П. Теслюк, З. Фрейд, Т. С. Яценко) целостность психики в единстве сознательных и бессознательных аспектов (Л. Бондаревская, Л. Терлецкая, Т. Яценко) диагностико-коррекционная способность графических методик (Дж. Бук, Н. Гринева, М. Петрайтене Т. Яценко) психодинамическая теория Т. С. Яценко и его научной школы (К. Бабенко, М. Батюта, Л. Бондаревская, А. Миллер, И. Калашник и другие). Практическая значимость работы: результаты дипломной работы могут быть использованы школьными психологами, родителями для расширения знаний о пользе и простоте в использовании проективных методик для психологической диагностики детей младшего школьного возраста с целью определения их адаптированности к школе, успеваемости, индивидуальных особенностей личности, налаживанию межличностных отношений в классе со сверстниками. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, индивидуальные беседы, методы обработки данных (проективные рисуночные методики: «Вулкан», «Рисунок несуществующего животного» Майи Захаровны Дукаревич, «Барашек в бутылке»). Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №12" города Калуги с детьми младшего школьного возраста, в частности 1-ый класс (в школе №12) Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка литературы (64 позиций). Общий объем диплома- 77 страниц.

Читать дальше
Теоретический анализ литературы позволил констатировать, что проективно-тестовые методики в диагностическом процессе используются с целью исследования бессознательных тенденций, потребностей, имеющих проявление в активности субъекта, глубинных базовых структурах, социально-перцептивных характеристиках личности. В основе реализации проективных методик лежит защитный механизм проекции, который обусловливает перенос (переход) внутреннего психического во внешние формы. Существенными характеристиками проективно-тестовых методик являются: познание бессознательного вне связи с сознательным; стандартизированная интерпретация полученных результатов; использование стимульного материала (вербального или невербального) автономность диагностики и коррекции, проведение их в разные промежутки времени. Хотя проективные методики сделали шаг в приближении к познанию бессознательной сферы психики субъекта, но при этом из поля зрения упускается взаимосвязь сфер сознательного и бессознательного, как и индивидуальная их неповторимость. В рамках психодинамического подхода диагностико-коррекционный процесс основывается на использовании опредметненных, архетипно-символических средств вербально-невербального характера, которые способствуют символизации латентного содержания психики, которая «оживляется» в процессе диалогического взаимодействия психолога с респондентом. В психологии, особенно в детской больше внимание уделяется проективным методикам, в том числе рисуночным тестам. Именно через рисунки ребенку проще всего выразить свое отношение к миру, к себе, к другим людям, к происходящим событиям - все то, что не сможет выявить никакое наблюдение или беседа в силу именно возрастных детских особенностей. Рисование – это игра, которая не требует напряжения, а наоборот, доставляет детям удовольствие и радость. Трудно найти ребенка, который не любит рисовать. Еще труднее найти ребенка, который не любит играть. Проективные методики – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся вовне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Анализ понятия «проективные методики», и классификации данных категорий свидетельствует о том, что проективные методики служат исследованию бессознательных аспектов личности; используют инструкции и стимульный материал неопределенного характера, который позволяет проявиться проекции. Графические методики являются одним из видов проективных методов, используемых с целью исследования интеллекта, психологических особенностей, внутрисемейных отношений, бессознательной сферы личности детей и взрослых людей. Графические методики содержат стандартизированные тестовые показатели интерпретации, что делает их неспособными в познании индивидуальной неповторимости психики субъекта в ее сознательных и бессознательных проявлениях. В таких видах психологического исследования, как тестирование и опрос очень сложно определить проблему, являющуюся актуальной для человека, именно в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями – как собственными, так и социально обусловленными. Эта проблема решается в проективных методиках благодаря особой организации используемого в них материала и подхода к проведению диагностики. Поэтому, в работе с детьми младшего школьного возраста очень удобно использовать рисуночные методики. Их безопасно применять как в групповой, так и в индивидуальной работе. Они достаточно информативны, просты в проведении. Ребенок легко понимает тестовую инструкцию, для их выполнения не требуется высокого уровня развития речи и, вместе с тем, рисунки – это удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу, расположить ребенка к себе. Как свидетельствуют результаты проведенного исследования по методике «Человек под дождем», ученики младшей школы в большинстве своем характеризуются средним уровнем стрессоустойчивости, выраженной тревожностью и отсутствием выраженной астении. По результатам графического теста «Дерево» К. Коха, мы определили, что у детей младшего школьного возраста смешанные типы темперамента и только у 5 человек из всех опрошенных, чистый тип темперамента, что свидетельствует о том, что в данном возрасте происходит формирование характера и индивидуальных свойств личности. Результаты проективной методики «Дерево» на определение межличностных отношений в группе показали, что большинство детей оптимистичны, уровень рефлексии – 72 %, а завышенной самооценкой обладают 28% респондентов.
Читать дальше
1. Андрущенко, В. П., Яценко Т. С. Философско-психологические проблемы методологии познания психики [Текст] / В. П. Андрущенко, Т. С. Яценко // Научный журнал НПУ имени М. П. Драгоманова. Серия № 12. Психология: Сб. научных трудов. - М.: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2015. - № 36 (60). - С. 7-20. 2. Бабенко, К. А. Взаимосвязь механизмов символизации содержания бессознательного (на материале психоанализа комплекса тематических психорисунков): Автореф. дис. на получение наук. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 педагогической и возрастной психология [Текст] / К. А. Бабенко. - М., 2017. - 20 с. 3. Бернс, Р. Кинетического рисунок семи [Текст] / Р. Бернс, Х. Кауфман. - М.: Смысл, 2015. - 210 с. 4. Богдан, Т. В. Диагностика и коррекция внутренних противоречий личности средствами психодрамы в процессе активного социально-психологического обучения: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 педагогической и возрастной психология [Текст] / Т. В. Богдан. - Харьков, 2016. - 22 с. 5. Бондаревская, Л. Л. Переживания в структурировании системных характеристик подсознательного (на материале АСПО): Автореф. дис. на получение наук. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 педагогической и возрастной психология [Текст] / Л. Л. Бондаревская. - Ивано-Франковск, 2017. - 20 с. 6. Бук, Дж. Тест «Дом-Дерево-Человек» [Текст] / Дж. Бук // Проективная психология. – 2010. – С. 260-344. 7. Гринева, Н. В. Использование графических методик в психодиагностике и психоанализе [Текст] / В. Гринева // Научный журнал НПУ имени М. П. Драгоманова. Серия № 12. Психологические науки: сб. наук. трудов. - М.: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2015. - № 29 (53). - С. 187-194. 8. Гринева, Н. В. Познание Эдипова комплекса методом анализа психорисунков [Текст] / В. Гринева // Сборник научных трудов Института психологии им. С. Костюка АПН Украины / науч. ред. С.Д. Максименко. - Том 8, ч. 9.- М.: ГНОЗИС, 2012. - С. 344-350. 9. Гринева, Н. В. Роль архетипной символики в психоанализе комплекса тематических рисунков [Текст] / В. Гринева // Научный журнал НПУ имени М. П. Драгоманова. Серия № 12. Психологические науки: сб. наук. трудов. - М.: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2015. - № 33 (57). - С. 61-68. 10. Гринева, Н. В. Роль психокоррекционного диалога в психоаналитической интерпретации комплекса тематических психорисунков / В. Гринева [Текст] // Научный журнал НПУ имени М. П. Драгоманова. Серия № 12. Психологические науки: сб. наук. трудов. - М.: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2012. - С.117-122. 11. Гринева, Н. В. Теоретические основы проективного подхода и проективных техник в психодиагностике [Текст] / В. Гринева // Проблемы современного педагогического образования. Сер .: Педагогика и психология: сб. статей. - Ялта: РИО КГУ, 2015. - Вып. 21 - Ч.2. - С. 102 - 110. 12. Далгатов, М. М. Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Pисунок семьи» // Далгатов М. М., Джабраилова М. М., Хизроева З. М. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shizofreniya-obonyanie-i-proektivnaya-metodika-risunok-nesuschestvuyuschego-zhivotnogo-nablyudenie-iz-praktiki 13. Дуткевич, Т. В. Практическая психология: Введение в специальность [Текст] / Т. В. Дуткевич, А. В. Савицкая. - М.: Центр учебной литературы, 2015. - 256 с. 14. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – Питер-Юг, 2016. – 944 с. 15. Калашник, И. В. Глубинно-психологические истоки тенденции личности к психологической смерти: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 педагогической и возрастной психология [Текст] / И. В. Калашник. - М., 2015. - 22 с. 16. Киричук, О. В. Основы психологии [Текст] / А. Киричук. - Киев, 2016. - 662 с. 17. Копытин, А.И. Арт-терапия. Хрестоматия [Текст] // Копытин А.И. — СПб.: Питер, 2014. — 320 с. 18. Концептуальные основы и методика глубинной психокоррекции: подготовка психолог-практика [Текст] [Т. С. Яценко, Б. Б. Иваненко, С. М. Авраменко и др.]; под ред. Т. С. Яценко. - М.: высшее шк., 2014. - 342 с. 19. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] // Киселева М.В. — СПб.: Речь, 2012. — 160 с. 20. Кляйн, М. Развитие одного ребенка [Текст] / М. Кляйн // Воспитание детей и психоанализ. - М.: Киев, 2014. - С. 17-90. 21. Колакоглоу, К. Сказочный проективный тест: Для исследования личности детей [Текст] / К. Колакоглоу // Руководство / Пер. с англ. – М. : « Когито-Центр», 2013. – 215 с. (Психологический инструментарий) 22. Лейбин, В. Словарь-справочник по психоанализу [Текст] / В. Лейбин. – Москва : АСТ, 2010. – 1219 с. 23. Маховер К. Проективный рисунок человека [Текст] / Пер. а снгл. 2-е изд., испр. М. : Смысл, 2015. – 154 с. 24. Пономаренко Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов [Текст] / Л. П. Пономаренко. — Одеса: Астра-Принт, 2016. – 114 с. 25. Ростовцева М. В. Адаптивность как отношение личности и общества : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. философ. наук : спец. по ВАК 09.00.11 «Социальная философия» [Текст] / М. В. Ростовцева. – Красноярск, 2015. – 20 с. 26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека / Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. 27. Семченко В. А. Психология педагогической деятельности: учеб. пособие [Текст] / В. А. Семченко. - М.: Высшая шк., 2014. - 335 с. - (Учебное издание). 28. Теория и практика глубинной психокоррекции: третья авт. школа академика Т. С. Яценко [Текст] / Сост. А. В. Глузман (и др.). - Ялта: РИО КГУ, 2016. - 200 с. 29. Теория и практика глубинной психокоррекции: четвертая и пятая авт. школы академика АПН Т. С. Яценко [Текст] / Сост. Андрущенко В. П., Глузман А. В. - Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2016. - 261 с. 30. Теория и практика глубинной психокоррекции: Шестая Авторская школа академика Т. С. Яценко [Текст] / Сост. В. П. Андрущенко, А. В. Глузман. - М.: Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2016. - 226 с. 31. Терлецкая Л. Самопонимание как средство профессионального становления специалиста в области «Человек - Человек» [Текст] / Л. Г. Терлецкая // Вестник Академии труда и социальных отношений федерации профсоюзов. - Киев: Курс, 2012. - № 4 (17). - С. 38-42. 32. Теслюк П. В. Поливалентность содержания символики тематических психорисунков (на материале профессиональной подготовки психологов-практиков): Автореф. дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 педагогической и возрастной психология [Текст] / П. В. Теслюк. К., 2015. - 20 с. 33. Туз Л. Г. Психоаналитическая интерпретация как средство коррекции поведения участников активного социально-психологического обучения: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 педагогической и возрастной психология [Текст] / Л. Г. Туз. - М., 2010. - 22 с. 34. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе [Текст] / Т. Флоренская. – 2016. – М. - 126 с. 35. Франк Л. Проективные методы изучения личности [Текст] / Л. Франк // Проективная психология. – 2000. – С. 68-83. 36. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов [Текст] / Эрих Фромм. – Москва : АСТ, Астрель, 2010. — 320 с. 37. Фрейд А. Детский психоанализ [Текст] / Анна Фрейд : пер. с нем. – СПб. ; М. ; К. : Питер, 2004. – 477 с. – (Серия ―Хрестоматия по психологии‖). 38. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2007. – 384 с. 39. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства [Текст] / Зигмунд Фрейд // Психоаналитические этюды : пер. с нем. / [cост. Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского]. – Мн. : ООО Поппури, 2003. – С. 370–421. 40. Фрейд З. Методика и техника психоанализа [Текст] / Зигмунд Фрейд // Психоаналитические этюды : пер. с нем. / [cост. Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского]. – Мн. : ООО Поппури, 2003. – С. 47–150. 41. Яценко Т. С. и др. Психодинамическая теория: методология и научно-практические результаты [Текст] / Т. С. Яценко, Л. Я. Галушко, Н. В. Дметерко, И. В. Евтушенко, Е. Г. Максименко, А. В. Педченко, Е. Н. Поляничко, Л. Г. Туз, О. Н. Усатенко // Психотерапия. – М. : ООО «Гениизус Медиа», 2012. – № 10 (18). – С. 81 – 91. 42. Яценко Т. С. Проблема глубинного познания психики субъекта в визуализированной самопрезентации [Текст] / Т. С. Яценко // Психотерапия. – М. : ООО «Гениизус Медиа», 2012. – № 10 (18). – С. 22 – 30. 43. Алексеева, С. О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-obscheobrazovatelnoy-shkole / (дата обращения: 02.05.2019). 44. Анохина, С.А. Шизофрения, обоняние и проективная методика «Рисунок несуществующего животного»: наблюдение из практики // Анохина С.А., Карабашева Н.Г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-validnosti-proektivnogo-testa-risunok-nesuschestvuyuschego-zhivotnogo / (дата обращения: 12.04.2019). 45. Аникина, А. П., Карпова С. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений изображать человека в рисовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 2. — № 3. С. 59-67. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-umeniy-izobrazhat-cheloveka-v-risovanii/(дата обращения: 22.04.2019). 46. Батюта, М.Б. Развитие восприятия и понимания произведений живописи у детей [Электронный ресурс] : монография / М.Б. Батюта. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 102 c. — 978-5-4487-0432-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79672.html / (дата обращения: 13.04.2019). 47. Вальдес, М. С., Московкина А. Г. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса [Электронный ресурс] // Наука и школа. — 2016. — № 2. С. 133-137. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-metod-preodoleniya-emotsionalnogo-stressa /(дата обращения: 02.05.2019). 48. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 8. Часть 2 [Электронный ресурс] : сборник статей / В.И. Козлов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2012. — 448 c. — 978-5-7042-2280-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8270.html / (дата обращения: 23.04.2019). 49. Джуринский, А.Н. Педагогика России. История и современность [Электронный ресурс]: монография / А.Н. Джуринский. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 180 c. — 978-5-4487-0022-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65728.html (дата обращения: 12.05.2019). 50. Журавлева, Ж. И. Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе development of child creativity in ontogenesis and dysontogenesis [Электронный ресурс] // Специальное образование. — 2016. — № 3. С. 22-29. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-detskogo-tvorchestva-v-ontogeneze-i-dizontogeneze-development-of-child-creativity-in-ontogenesis-and-dysontogenesis / (дата обращения: 02.04.2019). 51. Забродин, Ю.М. Психодиагностика [Электронный ресурс] : монография / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 449 c. — 978-5-4487-0257-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76801.html / (дата обращения: 05.05.2019). 52. Копцева, Т.А. Передвижная выставка детских рисунков в социально-культурной деятельности педагога-художника // Весник МГУКИ. — 2016. — № 2 (70). С. 169-176. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/peredvizhnaya-vystavka-detskih-risunkov-v-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-pedagoga-hudozhnika/ (дата обращения: 02.05.2019). 53. Куликовская, И. Э. Педагогическое сопровождение развития творчества детей в образовательном пространстве дошкольной организации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-tvorchestva-detey-v-obrazovatelnom-prostranstve-doshkolnoy-organizatsii/ (дата обращения: 02.05.2019). 54. Кузьминых, К.И. Проект «Разноцветные ладошки» // Эксперимент и инновации в школе. — 2015. —№1. С. 29-36. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/proekt-raznotsvetnye-ladoshki / (дата обращения: 12.04.2019). 55. Логика достоинства и свободы личности [Электронный ресурс]: посвящается 85-летию Института философии НАН Беларуси — Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2016. — 578 c. — 978-985-08-1996-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 12.05.2019). 56. Магомедова М. К. Артпедагогика и нетрадиционные техники рисования в творческом развитии дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/artpedagogika-i-netraditsionnye-tehniki-risovaniya-v-tvorcheskom-razvitii-doshkolnikov http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 12.05.2019). 57. Медведев Л. Г. Педагогика детского изобразительного творчества // Медведев Л. Г. Чекалева Н. В. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 22.04.2019). 58. Михалева В. В. Храмова Л. Ю. Изучение творчества н. а. римского-корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия // Весник Пензенского государственного университета. — 2017. — № 2 (17). С. 14-18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tvorchestva-n-a-rimskogo-korsakova-v-nachalnoy-shkole-na-osnove-tsvetomuzykalnogo-vospriyatiya http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 12.05.2019). 59. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я [Электронный ресурс] / А. Миллер. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2017. — 141 c. — 978-5-8291-2543-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36315.html (дата обращения: 22.04.2019). 60. Одинокова Н. А. Уроки творчества в работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья // Одинокова Н. А., Симонова Е. А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-tvorchestva-v-rabote-s-detmi-c-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 12.04.2019). 61. Урунтаева Г.А. Методы изучения ребенка в зарубежной детской психологии второй половины ХIХ – 20-30-х годов хх века [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-izucheniya-rebenka-v-zarubezhnoy-detskoy-psihologii-vtoroy-poloviny-hih-20-30-h-godov-hh-veka http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 15.04.2019). 62. Частоколенко Я. Б. Спонтанное художественное творчество как средство актуализации творческого потенциала личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spontannoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-aktualizatsii-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 12.05.2019). 63. Черникова С. М. Анимация, как нетрадиционная техника искусства на уроках изобразительного искусства в школе // Педагогические науки. — 2017. — №3. С. 359-361. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/animatsiya-kak-netraditsionnaya-tehnika-iskusstva-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-v-shkole http://www.iprbookshop.ru/61103.html / (дата обращения: 04.05.2019). 64. Черткоева В.Г. Развитие творческих способностей младших школьников посредством художественно-изобразительной деятельности [Электронный ресурс] : монография / В.Г. Черткоева. — Электрон. текстовые данные. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. — 160 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64916.html / (дата обращения: 14.05.2019). 65. Щербатых Ю.В. Оценка валидности проективного теста «Рисунок несуществующего животного» // Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sinp.com.ua/work/1066604/Vozmozhnosti-ispolzovaniya-proektivnyx-metodov /(дата обращения: 04.05.2019).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image