Лермонтоведение как особая ветвь литературоведения возникло еще при жизни великого русского поэта в конце 1830-х годов, когда в печати появились первые критические отклики на его творчество. Пальма первенства в критической оценке поэзии М. Ю. Лермонтова при жизни лирика принадлежит В. Г. Белинскому, великолепно чуткому профессиональному читателю, статьи которого раскрывают глубину и уникальность лермонтовского таланта.
В рамках данной дипломной работы не стояла цель подробного библиографического исследования, поэтому выделив вехи, обозначившие начало лермонтоведения, переходим сразу к наиболее современным исследованиям, представляющим для нас наибольший интерес, пропуская период советского литературоведения. Этот этап в силу идеологических аспектов, обусловливающих научные изыскания того времени, характеризуется недостаточно объективными выводами, например, культивацией идеи богоборчества как доминирующей в творческой парадигме М. Ю. Лермонтова.
Современные же исследователи стремятся к максимально объективному изучению произведений, многоаспектному анализу с использование передовых междисциплинарных подходов с целью получения новых знаний о мире М. Ю. Лермонтова.
Однако не отрицаем значимость определенных исследований советской эпохи, с уважением обращаемся к работам Б. Эйхенбаума, Б. В. Томашевского, Г. П. Макогоненко и других.
Основу теоретико-методологической базы исследования составили диссертационные исследования последних лет, открывающие различные стороны религиозно-эстетической проблематики творчества М. Ю. Лермонтова, актуальность которой сохраняется на современном этапе изучения.
В рамках данной дипломной работы была поставлена цель изучения библейских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова. Опираясь на данные «Лермонтовской энциклопедии», под мотивом понимали устойчивые смысловые элементы текста, которые повторяются в целом ряду произведений, приобретая тем самым особую ценностную окраску в рамках творческой парадигмы одного автора.
Безусловно, библейские и шире религиозные мотив обладают подобным значением в творчестве М. Ю. Лермонтова. Они эволюционируют вместе с развитием поэтического мастерства и внутренним миром поэта, духовным обликом его лирического героя.
Творчество М. Ю. Лермонтова является сложным единством, мотивы его лирики, прозы и драматургии тесно взаимодействуют друг с другом. Этим обусловлено обращение в рамках дипломной работы к примерам из различных по родовой принадлежности лермонтовским произведениям, не ограничиваясь только поэзией.
Библейские мотивы представляются философско-символическими мотивами, требующими своеобразного историко-литературного комментария к лермонтовским текстам. Если для современников М. Ю. Лермонтова Библия была с детства хорошо знакомым текстом, а аллюзии на него – легко поддающимися интерпретации, то для читателя XXI века распознавание библейских мотивов и разнообразных отсылок к Священному Писанию затруднено.
Библейские мотивы в лермонтовских произведениях функционируют на различных уровнях текста: от прямой цитации, воспроизведения на уровне крылатых выражений в речи персонажей, до сюжетообразующей функции, когда мотив лежит в основе сюжетно-композиционной и образной системы всего произведения.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ветхозаветные мотивы для М. Ю. Лермонтова играют более важную роль, чем новозаветные. Это подтверждается, в том числе, частотностью обращений и отсылок к Ветхому Завету, например, в лирике М. Ю. Лермонтова, даже на уровне метафорического использования и упоминания личных имен персонажей Ветхого Завета и географических названий мест действия ветхозаветной истории.
Во второй главе достаточно много внимания уделено анализу фрагментов поэму «Демон» М. Ю. Лермонтова, которая является одни из самых знаменитых и таинственных произведений автора. В нем авторский вымысел искусно переплетается с традиционными библейскими мотивами и образами, создавая уникальный и загадочный образ падшего ангела, эволюционирующего от одной редакции поэмы к другой.
К ветхозаветным мотивам М. Ю. Лермонтов обращается, избегая их прямого заимствования. А перерабатывает их в духе романтического направления, оказавшего на него не меньшее влияние, чем религиозный дискурс.
Новозаветные мотивы обнаруживаются в большей степени не в крупных жанровых формах, а в отдельных лирических произведениях. В частности, через детальные отсылки к евангельским текстам, иногда вплоть до прямого цитирования.
Анализ произведений М. Ю. Лермонтова, в особенности, его лирики, показывает, как лирический герой эволюционирует, переходя от спора с Богом к смиренному покаянию и искренней вере, выраженной в молитве.
В третьей главе дипломного сочинения проведен анализ реализации жанра поэтической молитвы в творчестве М. Ю. Лермонтова, в том числе рецепции на специфику молитвенного дискурса, проявленную в лермонтовской прозе.
Напряженная интонация лермонтовских молитв, эмоциональный накал, выражающий различное настроение от стихотворения к стихотворению, выявляет поэтический дар автора и его тонкий психологизм, позволяющие ему словесные средства, всю композиционную структуру и ритмику текста подчинить задачи выражения сильного чувства, будь то сомнение или вера, или жертвенная любовь.
В ходе исследования было выявлено, что среди библейских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова особую роль играет богородичный мотив, реализующийся в целом ряде образов, наиболее частотным из которых является образ матери в широком смысле слова, а также Мадонны, Девы Небесной, Богородицы. Влияние разнообразных культурных парадигм проявляется в том или ином конкретном стихотворении.
Таким образом, цель дипломной работы была достигнута в результате проведенного исследования. Хотя следует признать, что проблема религиозно-эстетической составляющей творчества М. Ю. Лермонтова требует более углубленного анализа.