Поможем написать диссертацию на заказ в Сургуте Просто заполните форму на сайте Work5.
. Психологические изучения в этой области достаточно многообразны. Исследуются мотивация карьеры (D.McClelland, 1975; D.G.Winter, 1988), постановка карьерных целей (А.Д.Кибанов, 1998; А.С.Гусева, 1998), формирование и развитие личности в процессе карьерного продвижения (А.К.Маркова, 1996; Е.Г.Молл, 2000; А.А.Деркач, 1996; Д.Е.Сьюпер, 1971). Черемис Д.Ю. проводил анализ представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза [28]. Терновская О.П. в собственном изыскании выявляла характерные черты карьерных ориентаций на завершающем этапе вузовского обучения [25]. Однако, несмотря на кажущееся разнообразие исследований, посвященных начальным шагам развития карьеры недостаточно. Целенаправленные психологические изучения карьерных ориентаций у выпускников вузов никак не велись. Новшество данной работы заключается в том, что исследование профессиональных ориентаций позволяет установить, в какой мере у выпускников вузов спроектирован их профессиональный путь, а кроме того определить динамику социальных взглядов о карьере в связи с социальным положением. Цель изучения: исследовать особенности карьерных ориентаций и социально-психологических правил выпускников вузов. Объект изучения: социально-психологические установки выпускников вузов. Предмет изучения: характерные черты карьерных ориентаций и социально-психологических установок выпускников вузов. Задачи изучения: 1. Проанализировать общее понимание об индивидуально-психологических особенностях личности. 2. Исследовать карьерные ориентации и индивидуальные особенности у выпускников вузов. 3. Вывить характерные черты карьерных ориентаций и социально-психологических установок выпускников вузов. Теоретическое исследование данной проблемы позволил обозначить следующую гипотезу: на этапе студенчества карьерные ориентации обладают рядом особых характеристик: 1) Для студенческой аудитории свойственны типичные карьерные ориентации, которые отражают социально-экономическое положение в обществе, и приоритетные карьерные ориентации, которые зависят от направленности, периода профессиональной подготовки и гендерных данных студентов; 2) Карьерные ориентации в студенческом возрасте не осознаются в полном объеме ни по структуре, ни по содержанию, что обуславливается возрастными отличительными особенностями самосознания. Для решения установленных задач и проверки гипотезы были применены следующие способы изучения: Теоретические: философский, психолого-педагогический, научно-методический анализ; анализ и обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические: эксперимент; наблюдение, опрос; диагностика (опросник «Определение мотивов выбора профессии»; опросник «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокурова); сочинение «Как я представляю свою профессиональную карьеру»; методика «Незаконченных предложений»; «Методика оценки карьерных действий с использованием элементов семантического дифференциала» (В.А.Семиченко); методика Рокича «Ценностные ориентации»; методика «Самооценки в сравнении с субъективной моделью профессиональной деятельности (модификация теста А.Г. Шмелева для управленческой деятельности); индивидуальные и групповые беседы со студентами; математические и статистические методы обработки экспериментальных данных (пакет программ STATISTIKA Stat Soft 6.0 и Microsoft Excel 7.0, использование коэффициента углового преобразования Фишера φ*). Характеристика выборки. Анализ особенностей формирования карьерных ориентаций студенческой молодежи велось на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (в г. Ялта); Гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В исследовании приняли участие 156 студентов 4-5 курсов, обучающихся по следующим специальностям: «Психология» (47 человек), «Социальная педагогика» (33 человека), «Дошкольное образование» (34 человека), «Экономика» (42 человека). Методологическую базу изучения является субъектно-деятельный подход. Отмеченный подход дает возможность нам расценивать во взаимосвязи карьерные ориентации, которые являются актом сознания, карьерные проекты, действия, нацеленные на реализацию карьерных ориентации. Таким образом, по мнению С. Л. Рубинштейна, определение деятельности человека в отрыве от его сознания неосуществимо и наоборот, следовательно, исследование психологии деятельности обоснованно переходит в исследование свойств личности. Основные принципы формирования (Л.А. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская [1], И.В. Дубровина, Т.Д. Марцинковская) и системности (П.К.Анохин, В.В.Давыдов, Б.Ф.Ломов) дают возможность заявлять о структуре психической реальности, что в общих чертах подразумевается как динамическое целое. Делая упор на данные методологические принципы, было выделено течение диссертационного изучения, в рамках которого велся анализ понятий «карьера», «карьерная ориентация Теоретическая ценность заключается в проведении системного анализа психологического феномена карьерных ориентации посредством анализа разных подходов в отечественной и зарубежной психологии с учетом нынешней социально-экономической ситуации, дополнено понимание о парадоксе «карьерных ориентации» с точки зрения их особенности в студенческом возрасте, расширено понимание о детерминантах и условиях формирования карьерных ориентации. Практическая ценность изучения. Практический момент исследуемой задачи может быть выражен в разработке и введении в практику вузовского обучения спецкурса «Психология карьеры» и тренинга, обращенного на осознание студентами собственных карьерных ориентации и создание на их основе карьерных планов. Сформированный и испытанный в рамках нашего изучения источник психодиагностических методов может использоваться для диагностики и моделирования особенностей карьерных ориентации на всех стадиях карьерного развития с целью оперативной психопрофилактической и психокоррекционной работы.