Введение 3
1. Ранний екатерининский классицизм 4
2. Эпоха строгого екатерининского классицизма 7
3. Здания эпохи классицизма в Санкт-Петербурге 11
Заключение 15
Список литературы 17
Читать дальше
За время своего существования Петербург стал одним из самых великолепных городов мира, что имеют превосходный архитектурный облик.
Особенности архитектуры Петербурга проявляются в продуманной регулярности застройки, соразмерности городских ансамблей, учёте влияния неброскости природной среды, гармонии разных стилевых решений, сочетании столичного и регионального менталитета, вовлечении загородных строений в единую архитектурную агломерацию.
Период развития классицизма приходится на эпоху правления Екатерины Великой. Постройки того времени отличались ясностью композиционного приема, лаконичностью объемов, совершенной гармонией пропорций в пределах классицизма, тонкой прорисовкой деталей. В интерьерах применялись мотивы или копии античных скульптур, декорации известных древних цивилизаций.
Стиль барокко отличался своей помпезностью и великолепием, но его было трудно перенести на «казенные дома» вроде торговых рядов, школ, больниц, тюрем и т.д. Это было и неуместно, и весьма сложно с технической точки зрения, так как барокко предполагает длительное и вдумчивое проектирование и возведение зданий. Однако нужды молодого города требовали быстрого строительства.
Новое направление стало повсеместным благодаря своему списку требований к формам и декорированию. Классицизм значительно расширил возможности градостроения.
Период характеризуется полным отказом от барокко. Некоторое упрощение, типизация и демократизация архитектурных форм позволили нарождающимся классам интеллигенции и буржуа в определённом смысле приблизиться по положению к дворянству и царствующему дому. Загородные усадьбы, выполненные в стиле строгого классицизма, отличались от дворцов своими размерами.
В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города. К этому времени Петербург приобретает свой «строгий, стройный вид», по слову Пушкина. И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.
Читать дальше
1. Бедретдинова Л.М. Екатерининский классицизм/Е. Галкина [Текст]. М.: Белый город. 2017. 48 с.
2. Бирюкова Н.В. История архитектуры : учеб. пособие / Н.В. Бирюкова. М. : ИНФРА-М, 2019. 367 с.
3. Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы/В.Н. Середняков. [Текст]. М.: Центрполиграф, 2017. 320 с.
4. Манро Джордж. Петербург в царствование Екатерины Великой. Самый умышленный город/Пер. Н.Л. Лужецкая, ред. Л.И. Янцева. [Текст]. М. Центрполиграф, 2016. 511 с.
5.Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках [Текст] : монография / Игорь Грабарь/История русского искусства . М.: АСТ, 2016. 383.
6. Швидковский Д.О. Архитектура русского классицизма в эпоху Екатерины Великой/Д.О. Швидковский. М.: Архитектура-С, 2016. 256 с.
Читать дальше