Введение………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Музеи……………………………………………………………………………….5 1.1.История возникновения музеев в России………………………………………………5 1.2. История музееведения…………………………………………………………………7 Глава 2. Систематизация музеев……………………………………………………………15 2.1. История возникновения классификации и принципы группировки музеев….….15 2.2. Предпосылки и причины возникновения профильных групп музеев……………17 Глава 3. Профильные группы музеев в России………………….……………………….24 3.1. Профильные группы музеев в России XX в…………………………………………..24 3.2. Современное состояние, тенденции и перспективы развития профильных групп музеев в России…………………………………………………………………………….26 3.3. Обоснование проблемы профильных групп музеев в России и описание предлагаемых вариантов решений………………………………………………………..33 Заключение…………………………………………………………………………………36 Список литературы………………………………………………………………………….38

Ретроспектива появления профильных групп музеев в России

реферат
Искусство
38 страниц
41% уникальность
2019 год
95 просмотров
Симкина Е.
Эксперт по предмету «Музееведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Музеи……………………………………………………………………………….5 1.1.История возникновения музеев в России………………………………………………5 1.2. История музееведения…………………………………………………………………7 Глава 2. Систематизация музеев……………………………………………………………15 2.1. История возникновения классификации и принципы группировки музеев….….15 2.2. Предпосылки и причины возникновения профильных групп музеев……………17 Глава 3. Профильные группы музеев в России………………….……………………….24 3.1. Профильные группы музеев в России XX в…………………………………………..24 3.2. Современное состояние, тенденции и перспективы развития профильных групп музеев в России…………………………………………………………………………….26 3.3. Обоснование проблемы профильных групп музеев в России и описание предлагаемых вариантов решений………………………………………………………..33 Заключение…………………………………………………………………………………36 Список литературы………………………………………………………………………….38
Читать дальше
Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов современного общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. Они фиксируют, сохраняют и представляют в своеобразной форме предмет и природную среду обитания человека, становятся важным каналом распространения ретроспективной информации. Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем перманентным ценностям, утрата которых грозит современным прогрессом. Он подчеркивает их важность как наследия для поддержания культурной преемственности и преемственности. Повышение общественного интереса к ценностям, реализуемым в музеях, возможно использовать только с учетом полезного многовекового опыта коллекционирования и музейной работы.


Нам под силу даже аспирантский реферат в Красноярске . Закажите на Work5.


. Это возможно только при наличии реконструктивно-аналитического обзора развития музейного дела, включающего предмузейные формы коллекционирования с момента их возникновения, и этапов развития источниковедения и историографии истории музейного дела, построенных по проблемно-синхроническому принципу [22, с. 75]. Систематизация в зависимости от хранящегося историко-культурного и природного наследия в основном используется музейными учеными. Она затрагивает самые глубокие, генетические различия и особенности музеев. Музеи делятся по типу и профилю по отраслям промышленности, науки и искусства: Исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, а также научно-исследовательские, научно-образовательные (общественные), научно-исследовательские (в НИИ) и учебные заведения. К историческим музеям относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические и этнографические. История искусств-музеи изобразительного и прикладного искусства-художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные. Технические-политехнические, технические, промышленные, транспортные и др. Музеи естествознания-зоологические, ботанические, геологические и др. Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельностью и видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все сферы музейной деятельности. Все музеи делятся на специализированные группы, в рамках которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта. Актуальность данной работы заключается в том, что для развития, воспитания и духовно-нравственного воспитания молодого человека чрезвычайно важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурно-исторической памяти. Для того чтобы человек проникся такими чувствами, недостаточно просто прочитать, посмотреть или услышать необходимую информацию, нужно прикоснуться к эпохе, прикоснуться к ней руками и пережить артефакты эмоционально. Сегодня такой уникальный социальный институт, как музей, может помочь молодому поколению решить эти проблемы. Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в изменяющихся социально-экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такой человек может быть сформирован только в том случае, если он знает свое происхождение, историю и культуру. Актуальность темы исследования. Переходный этап развития музейного пространства, начавшийся на рубеже XX-XXI веков, сегодня достиг своеобразной точки. Показателями успешного развития музея как социокультурного феномена на современном этапе являются глобальное распространение, профильная репрезентативность, социальная востребованность, активная научная рефлексия, кризис связан с проблемами идентификации музея, противоречиями в социокультурной сфере, препятствующими реализации положительного потенциала музея, значительным разрывом в области теоретического и практического музееведения, отсутствие технологий интеграции музеев в региональное социокультурное пространство и мировой музейный мир в этих условиях процессы адаптации музейного мира к изменениям внешней среды становятся все более актуальными, а роль и значение исследований, представляющих собой новые подходы, направленные на выбор оптимальных путей продвижения музеев на более высокий уровень функционирования, возрастают. Степень изученности темы. Систематическое изучение истории и современных тенденций развития специализированных музеев практически не изучено. Заявленная тема основана на анализе теорий и подходов музееведения, ведущих направлений и результатов развития российского музееведения. Цель исследования – изучить ретроспективу появления профильных групп музеев в России. Задачи исследования: – Рассмотреть историю возникновения музеев в России; – Изучить историю музееведения; – Проанализировать историю возникновения классификации и принципы группировки музеев; – Исследовать предпосылки и причины возникновения профильных групп музеев; – Рассмотреть профильные группы музеев в России XX в.; – Изучить профильные группы музеев в России XXI в. Объект – музееведение. Предмет – профильные музеи. Методы исследования в работе – сравнительно-аналитические. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Музей уже давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Являясь одним из самых современных проявлений нашей культуры, музей вместе с храмом, библиотекой, школой и Университетом составляет основу культурной и общественной жизни, являясь хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной и художественной жизни. Художественный музей при всем характере своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной действительности, художественной культуры, воспитания различных возрастных групп. На протяжении веков музей постепенно, шаг за шагом, превращался в своеобразную школу, в которой люди учатся быть людьми. Эта школа никогда не заканчивается, потому что и ребенок, и пожилой человек, приходя на выставку или в любимый зал постоянной выставки, каждый раз открывают для себя что - то новое-в том случае, если они научились видеть и понимать искусство, если общение с ним стало постоянной психической потребностью. И речь идет не Об информации о художниках и их творениях, которую можно узнать, чтобы поддержать "культурную" среду, а об умении улавливать тончайшие ноты, которые порой приходят к нам через века, открывать свои сердца живительным впечатлениям от произведений искусства. Ведь " художественный музей-это та часть культурного наследия, реализация которой помогает людям строить картину мира. Взаимодействие с музейной средой и памятниками изобразительного искусства дает ему возможность перемещаться с необъятных просторов Вселенной к самому себе, способствуя его личностному развитию. Таким образом, музеи сегодня занимают одну из лидирующих позиций на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое место и назначение, становится активным элементом общественной жизни. Не случайно в последние годы особая роль отводится культурно-просветительской деятельности музеев. Она приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для историко-культурного развития общества. С 18 века просветительская миссия музеев стала их главной прерогативой. Но на каждом историческом этапе эта миссия выполнялась в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства. Работа музея с посетителями в советское время называлась "научно-просветительская работа", сейчас музеи используют термин"культурно-просветительская деятельность". Научно-просветительская работа советских музеев, по большей части, ограничивалась образованием и воспитанием их посетителей, с одной стороны, обязательно с учетом идеологических требований государства; с другой стороны, работа с посетителями музеев всегда носила Научный, не рекреационный характер. Формы научно-просветительской работы иногда отмечались "идеологизацией" и не отличались от последующего периода разнообразием, в основном они были представлены лекциями и экскурсиями, кроме того, создавались кружки и проводились конференции. В целом преимущество было отдано научным исследованиям, а не работе с посетителями. Понятие "культурно-просветительская деятельность" получило распространение в отечественной музееведческой науке с начала 1990-х годов, а его активное использование было обусловлено появлением новых подходов к работе с посетителями музея. Таким образом, культурно-просветительская деятельность музеев отличается, прежде всего, разнообразием предлагаемых форм: от лекций и экскурсий до музейных праздников и семейных выходных билетов. В его реализации реализуются как образовательные, так и развлекательные функции музея, ведь он рассчитан на аудиторию с разным уровнем подготовки: от интеллектуалов, ценителей музейной культуры и искусства до школьников и людей, пришедших в музей для приятного отдыха. Культурно-просветительская деятельность направлена не только на разовые контакты со зрителями, но и на длительные и систематические посещения музея. В начале 1990-х годов стали создаваться оригинальные музейно-педагогические программы для студентов, и специалисты вернулись к необходимости создания детских музеев. В плане работы со взрослой музейной аудиторией российские специалисты обратили внимание на опыт своих зарубежных коллег. Российские музееведы заимствовали у западных специалистов новый термин - "музейная коммуникация", который стал активно использоваться в Российской музейной практике. Рассматривая формы культурно-просветительской деятельности музеев, необходимо отметить их многообразие. С середины 1980-х годов появились такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии с гидом, дискуссионные экскурсии, экскурсии-уроки и др. были распределены. Концепция клубных форм музейной работы объединяет лекционные залы, музыкальные и литературные залы и салоны, вечера, музейные фестивали, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с коллекцией конкретного музея. В современной ситуации доминирования новых информационных технологий в постиндустриальном обществе возрастает значение клубных форм музейной работы, превращающих музеи в коммуникационные центры. Люди, живущие в виртуальном пространстве Интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь интересами в реальном пространстве музея. Для успешной реализации образовательных программ и разработки методов и содержания конкретных форм в музее проводится изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится на детскую (приоритетная группа посетителей музея) и взрослую, а также по социальным, профессиональным, национальным и другим характеристикам (семьи, группы или одиночки, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями и др.).
Читать дальше
1. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. М.: Профиздат, 1985. 196с. 2. Ванслова Е.Г. Модель развития музейной педагогики в регионе // Внешкольник, 1999. №7-8. С.15-16. 3. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьника. 2000. №4. - С.11-14; №5. С.4-6. 4. Гетманская Е.В. Музейная культура учащихся в контексте литературной среды // Педагогика, 2007. №5. С.27-32. 5. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура - общество. М., 1992. С.7. 6. Зоркальцева С.И. Посетитель и музейные экспозиции // Краеведение Сибири. История и современные проблемы: Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровской областного краеведческого музея. Кемерово, 6 - 8 октября 1999г. С.103-104. 7. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск: ПНЦАН, 1966. 158с. 8. Клюева Ю.С. Предпринимательская деятельность музейных учреждений Кемеровской области - шаг навстречу музеям нового типа // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. /Музей-заповедник "Томская Писаница", Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2006. Вып.1. С.188-194. 9. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. М.: Сов. Россия, 1989. 118с. 10. Крейн А.З. Жизнь музея. М.: Сов. Россия, 1979. 259с. 11. Кузнецова Н. Развитие художественного восприятия в системе "школа - вуз - музей" // Искусство в школе, 2007. № 2. С.28-30. 12. Куприянова Л.Л. Русский фольклор в общеобразовательной школе // Русский фольклор в современных образовательных структурах. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 102с. 13. Курс "Музей и культура в начальной школе", программа, опыт внедрения /под ред. Вансловой Е.Г. М.: МИРОС, 1995. 149с. 14. Лысикова Н. Музейная андрагогика // Мир музея, 2007. №3. С.28-30. 15. Макарова Н., Чичканова Т., Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский // Народное образование, 2002. №2. С.133-140. 16. Медведева Е.Б. О значении термина "музейная педагогика" в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. М, 1999. С.48-52. 17. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов творческой лаборатории "музейная педагогика" кафедры музейного дела. М, 1997, С.43-48. 18. Медина М.А., Каплунов В.А., Юсифова Л.В. Массовые праздники как форма работы музея-заповедника "Томская Писаница" // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. / Музей-заповедник "Томская Писаница", Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. Вып.1. С.183-187. 19. Остапец-Свешникова А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся М.: ЦДЮТиК, 2001. 45с. 20. Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях // Отечество, 2001. № 7. С.13-20. 21. Покровская А.Ф. Культурно-образовательная деятельность музея-заповедника "Томская Писаница" // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. / Музей-заповедник "Томская Писаница", Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2006. Вып.1. С. 199-202. 22. Прасолова К. Музейная педагогика: гуманитарная парадигма // Высшее образование в России, 2000. №1. С.75-77. 23. Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий /под ред.Н.М. Ланковой. М, 2001. 287с. 24. Решетников Н.И. О некоторых аспектах музейной педагогики // Комплексный подход к массовой идейно-воспитательной работе исторических и краеведческих музеев. М, 1984. С.44-50. 25. Саварина Г.П. От образовательных программ - к успешной реализации жизненных притязаний // Воспитательное пространство города: проблемы и перспективы взаимодействия. Часть II. Материалы региональной научно-практической конференции. Новокузнецк: ИПК, 2003. С.53-54. 26. Сазонов Е. Музейная педагогика // Военные знания. 2003. №10. С.31 - 32. 27. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев // Народное образование, 1982. № 5. С.14 28. Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе, 2007. 31. С.49-51. 29. Степанищева Н.П. Некоторые аспекты сотрудничества музея с учебными заведениями на основе регионального компонента обучения // Краеведение Сибири. История и современные проблемы: Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровской областного краеведческого музея. Кемерово, 6 - 8 октября 1999г. С.155-157. 30. Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание, 2002. №11. С.66-71. 31. Сытин С.Л. Школьный историко-краеведческий. Ульяновск: Приволжское книжное издательство, 1976. 229с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image