Введение 3 Глава 1. Категория времени в лингвофилософском освещении 6 1.1. Разновидности текстовых категорий. Место темпоральной категории в системе текста 6 1.2. Функционально-семантическая категория темпоральности: понятие…… 9 1.3. Способы вербализации категории времени 11 1.4. Темпоральность как текстообразующая категория в художественной литературе 15 Выводы по Главе 1 18 Глава 2. Категория времени в произведениях художественной литературы (на материале произведений Всеволода Некрасова и Генриха Сапгира) 19 2.1. Визуальная поэзия Лианозовской школы как представитель русского поэтического поставангарда 19 2.2. Реализация текстовой категории темпоральности в произведениях Генриха Сапгира 22 2.3. Реализация текстовой категории темпоральности в произведениях Всеволода Некрасова 26 Выводы по Главе 2 30 Заключение 31 Список использованных источников 32

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТОВОЙ КАТЕГОРИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВСЕВОЛОДА НЕКРАСОВА И ГЕНРИХА САПГИРА

курсовая работа
Литература
35 страниц
71% уникальность
2019 год
91 просмотров
Казначеева Т.
Эксперт по предмету «Русский язык и культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Категория времени в лингвофилософском освещении 6 1.1. Разновидности текстовых категорий. Место темпоральной категории в системе текста 6 1.2. Функционально-семантическая категория темпоральности: понятие…… 9 1.3. Способы вербализации категории времени 11 1.4. Темпоральность как текстообразующая категория в художественной литературе 15 Выводы по Главе 1 18 Глава 2. Категория времени в произведениях художественной литературы (на материале произведений Всеволода Некрасова и Генриха Сапгира) 19 2.1. Визуальная поэзия Лианозовской школы как представитель русского поэтического поставангарда 19 2.2. Реализация текстовой категории темпоральности в произведениях Генриха Сапгира 22 2.3. Реализация текстовой категории темпоральности в произведениях Всеволода Некрасова 26 Выводы по Главе 2 30 Заключение 31 Список использованных источников 32
Читать дальше
Актуальность. Время является категорией онтологического характера и имеет огромное значение для понимания человеком окружающего его мира, а также для отражения этого мира в искусстве. Середина XX века для русской поэзии стала переломным периодом, когда творческие люди, скованные идеологией советской власти, бунтовали против бытовой реальности, экспериментировали с искусством. В частности, поэзия приобрела новый характер. Всеволод Некрасов и Генрих Сапгир – представители Лианозовской визуальной школы поэзии. Для обоих авторов было характерно отрицание необходимости соблюдение прямой последовательности событий, они стремились разорвать оковы времени, нарушить их и подчинить собственным литературным нуждам. Реализация категории времени в их произведениях уникальна. Их творчество стало основой для дальнейшего развития концептуализма.


Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Омске , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.


. Объект исследования – категория времени в поэзии. Предмет – реализация текстовой категории времени в произведениях Генриха Сапгира и Всеволода Некрасова. Цель работы – исследовать, каким образом в произведениях Всеволода Некрасова и Генриха Сапгира реализуется категория времени. Исходя из цели были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть разновидности текстовых категорий. Определить место темпоральной категории в системе текста. 2. Исследовать функционально-семантическую категорию темпоральности. 3. Определить способы вербализации категории времени. 4. Изучить темпоральность как текстообразующую категорию в художественной литературе. 5. Рассмотреть визуальную поэзию Лианозовской школы. 6. Исследовать реализацию текстовой категории темпоральности в произведениях Генриха Сапгира. 7. Исследовать реализацию текстовой категории темпоральности в произведениях Всеволода Некрасова. Хронологические рамки исследования определены периодом с начала 1960-х годов (момента основания Лианозовской школы) по настоящее время, поскольку исследования, посвященные категории времени в поставангардной поэзии, проводятся до сих пор. Структура работы. Во введении обосновывается актуальность работы, цели и задачи, раскрываются хронологические рамки исследования. В первой главе рассматривается понятия текстовых категорий и категории времени, перечисляются способы вербальной реализации категории времени в тексте, а также особенности темпоральной категории в произведениях художественной литературы. Во второй главе исследуются особенности поэзии Лианозовской школы, а также способы реализации темпоральной категории в произведениях Генриха Сапгира и Всеволода Некрасова. В заключении подводятся итоги исследования. Список литературы включает в себя 30 источников.

Читать дальше
В ходе работы мы достигли поставленной цели – исследовать, каким образом в произведениях Всеволода Некрасова и Генриха Сапгира реализуется категория времени – и пришли к следующим выводам: 1. Текстовой категорией называется группа признаков, позволяющих охарактеризовать текст по какой-либо из смысловых категорий: связности, целостности, идейности, образности и др. 2. Пространство и время являются основными смыслообразующими категорииями в философии, которые формируют мировоззренческую модель реальности. Текстовое время отражает временную соотнесенность событий, выражает причинно-следственные и психологические связи между ними. При этом текстовое время может быть как объективным, так и субъективным. 3. Категория времени в тексте может быть выражена грамматически (формой глагола), лексически или композиционно. 4. Время в художественном тексте отличается от реального тем, что оно во многом обеспечивает реализацию авторского замысла. При этом время может быть многомерным, растягиваться или сужаться в зависимости от изображаемых событий. 5. Поэзию Лианозовской школы также называют «барачной поэзией», в ней реализуется конфликт повседневного быта и идеологии, а также в поэзии снижается личностное начало героя, а также лирическая личность автора. 6. В поэзии Генриха Сапгира реализуется принцип одновременного существования в нескольких временных пластах. Так, в его стихотворениях размываются временные границы, что приводит к перемещению лирического героя между эпохами. 7. Поэзия Некрасова отличается стремлением поэта к одновременности текста, а также нарушению семантических связей произведения.  
Читать дальше
Первичные источники: 1. Кропивницкий, Е. Избранное: 736 стихотворений и другие материалы / Е. Кропивницкий. – М., 2004. – 672 с. 2. Некрасов, Вс. Есть новость [Электронный ресурс] / Вс. Некрасов. – Режим доступа: https://skushny.livejournal.com/157089.html. – Дата доступа: 17.10.19. 3. Некрасов, Вс. Н. Стихи из журнала / Вс. Н. Некрасов. – М., 1989. 4. Сапгир, Г. Ночь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/60s/lianozovo/sapgir/molchanie/noch.htm. – Дата доступа: 17.10.19. 5. Сапгир, Г. Складень / Г. Сапгир. – М.: Время, 2008. – 928 с. 6. Сапгир, Г. Этюды в манере Огарева и Полонского [Электронный ресурс] / Г. Сапгир. – Режим доступа: http://lit.peoples.ru/poem/17161.html. – Дата доступа: 17.10.19. Вторичные источники: 7. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Текстовая категория [Электронный ресурс] // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – Режим доступа:https://methodological_terms.academic.ru/2012/%D0%A2%D0%95%D0%9A%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF_%D0%9A%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF. – Дата доступа: 17.10.19. 8. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – М., 1975. – 345 с. 9. Бортников, В. И. Текстовые категории как основание сравнения вариантов художественного текста [Электронный ресурс] / В. И. Бортников // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2013. – Вып. 2(22). – С. 75-85. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tekstovye-kategorii-kak-osnovanie-sravneniya-variantov-hudozhestvennogo-teksta. – Дата доступа: 17.10.19. 10. Всеволодова, М. В. Поля, категории и концепты в грамматической системе языка / М. В. Всеволодова // Вопросы языкознания. – 2009. – №3. – С. 76-99. 11. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М., 2007. – С. 53-65. 12. Двойнишникова, М. П. Визуальная поэзия «Лианозовской школы» / М. П. Двойнишникова // Вестник ВГУ. Серия: Филология, Журналистика. – 2015. – №3. – С. 31-36. 13. Казарина, Т. В. Три эпохи развития русского авангарда / Т. В. Казарина. – Самара, 2004. – 620 с. 14. Кандрашкина, О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения [Электронный ресурс] / О. О. Кандрашкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – С. 1217-1221. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/kategorii-prostranstva-vremeni-i-hronotopa-v-hudozhestvennom-proizvedenii-i-yazykovye-sredstva-ih-vyrazheniya. – Дата доступа: 17.10.19. 15. Карасик, В. И. Субкатегориальный кластер темпоральности (к характеристике языковых концептов) / В. И. Карасик // Концепты: Научные труда Центрконцепта / отв. Ред. С. Х. Ляпин. – Вып. 2. – Архангельск, 1997. – С. 154-173. 16. Колотева, И. В. Языковые средства отражения социального время-пространства в хронотопе русской поэзии (от А. Фета к поэтам 60-х годов ХХ века) / И. В. Колотева // Актуальні проблеми слов’янської філології. Серія: Лінгвістика і літературознавство: Міжвуз. зб. наук. ст. – 2010. – Вып. 23. – С. 247-253. 17. Константинова, С. Л. «Свое» и «Чужое» в цикле Г. Сапгира «Этюды в манере Огарева и Полонского»: к проблеме «романизации» лирического высказывания / С. Л. Константинова // Полилог: электронный научный журнал. – 2009. – №2. – С. 88-93. 18. Леушина, О. В. «Пространственно-временной сдвиг» в поэтическом цикле Генриха Сапгира «Этюды в манере Огарева и Полонского» / О. В. Леушина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – №2(15). – С. 77-80. 19. Лианозовская школа и русский поэтический поставангард [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt-online.org/39574. – Дата доступа: 17.10.19. 20. Матвеева, Т. В. Текстовая категория [Электронный ресурс] / Т. В. Матвеева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2003. – Режим доступа: https://stylistics.academic.ru/214/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F. – Дата доступа: 17.10.19. 21. Матвеева, Т. В. Текстовое время, или темпоральность [Электронный ресурс] / Т. В. Матвеева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2003. – Режим доступа: https://stylistics.academic.ru/215/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F,_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. – Дата доступа: 17.10.19. 22. Москальская, О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. – М.: Высшая школа, 1981. – 183 с. 23. Некрасов, Вс. Объяснительная записка [Электронный ресурс] / Вс. Некрасов. – Режим доступа: http://www.vavilon.ru/texts/prim/. – Дата доступа: 17.10.19. 24. Нильсен, Е. А. Способы вербализации темпорального сознания [Электронный ресурс] / Е. А. Нильсен // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2012. – №1(030). – С. 59-64. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sposoby-verbalizatsii-temporalnogo-soznaniya. – Дата доступа: 17.10.19. 25. Новикова, Д. Г. Аструктурированный стих Всеволода Некрасова / Д. Г. Новикова // Вестник БДУ. Серия 4: Филология, Журналистика, Педагогика. – 2006. – №3. – С. 38-44. 26. Потаенко, Н. А. Лингвистические аспекты концептуального возраста человека: Сфера темпоральности в структуре языковой картины мира / Н. А. Потаенко // Время и человек: сб. науч. трудов / под науч. ред. В. С. Чуракова. – Новочеркасск, 2008. – С. 193-208. 27. Русова, Н. Ю. Время в художественном произведении [Электронный ресрус] // Терминологический словарь по литературоведению. От аллегории до ямба / Н. Ю. Русова. – М.: Филнта; Наука, 2004. – Режим доступа: https://literaturologiya.academic.ru/95/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%B2_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8. – Дата доступа: 17.10.19. 28. Сидоров, Е. В. Основы современной концепции текста: автор. дис. … д-ра филол. н. / Е. В. Сидоров. – М., 1987. 29. Синкевич, Д. А. Категория темпоральное в лингвофилософском освещении [Электронный ресурс] / Д. А. Синкевич // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – №7 (188). – С. 148-152. 30. Чернухина, И. Я. Элементы организации художественного текста / И. Я. Чернухина. – Воронеж, 1981. – 115 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image