Проанализировав различные теории памяти, мы делаем вывод, что вопрос памяти изучается представителями разных наук. Каждая наука отвечает на свои вопросы, связанные с изучением памяти. Смежные науки расширяют знания о памяти у человека. Исходя из вышеизложенного материала и проанализированных литературных источников, можно утвердить, что под памятью понимают психический процесс организации и содержания прошлого опыта, который делает возможным его повторное использование в деятельности и/или возвращение в сферу сознания. Память, тот процесс, который связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей функцией познания, базирующаяся на основе развития и обучения человека. Память влияет на полноценное развитие человека как личности. Необходимое условие для запоминания это взаимодействие субъекта с предметами. Целенаправленные действия являются продуктивными в непроизвольной памяти. Такая структура деятельности определяет более благоприятные условия для образования и закрепления нервно-психических связей.
Мышление ребенка дошкольного возраста определяется его памятью и непосредственно зависит от памяти. Мыслить для ребенка дошкольника значит вспоминать, опираясь на уже имеющийся опыт. Образное мышление в дошкольном возрасте коррелирует с памятью на достаточно высоком уровне.
Определение понятий у детей основано на воспоминаниях. Когда дети отвечают, что такое улитка, они говорят: это маленькое, скользкое животное. При описании дивана дети говорят, что у дивана мягкое сиденье. В таких описаниях дети дают сжатые очерки воспоминаний, которые позволяют воспроизвести описание предмета.
Следовательно, при описании предмета во время мыслительного акта значение для ребенка имеет не столько логическая структура самих понятий, сколько воспоминание, и конкретность его мышления и/или синкретический характер. Однако детское мышление все же, прежде всего, опирается на память.
Значения детских слов построены иначе, чем представления и значения слов у взрослых. Отличие лишь в том, что способ, который способствует ребенку правильно обобщать вещи, и способ, где взрослый обобщает, отличны друг от друга. Способ, который характеризует детское обобщение, находится в непосредственной зависимости мышления ребенка всецело опирающегося на память.
Непосредственное влияние опыта ребенка и то, как развивается его память, определяет всю структуру мышления ребенка на ранних стадиях развития. Определяющим моментом в начале развития ребенка является память, а не мышление, как многие думают.
Память – это процесс, при котором человек запоминает, сохраняет и в дальнейшем воспроизводит то, что он раньше воспринимал, переживал или делал. Под памятью понимается отражение опыта человека посредством его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что человек ощущает и воспринимает, не уходит безвозвратно, наш мозг все запоминает в различной степени. Все психические функции осуществляются с участием памяти, так же как и сама память не мыслима без других психических процессов. Еще И.М. Сеченов в своих исследованиях отмечал, что отсутствие памяти влияет на то, что наше ощущение и восприятие бесследно исчезает по мере своего возникновения, оставляя человека вечно в положении новорожденного.
Одни люди не могут быстро запомнить материал, другие длительно помнят и точно воспроизводят материал, некоторые люди вспоминают материал именно в тот самый момент, когда им это необходимо. Такие моменты проявляются по-разному и по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека и его личностных особенностей. У некоторых людей, к примеру, достаточно хорошо развита память на лица, но, в то же время они плохо запоминают математический материал, другие отличаются хорошей музыкальной памятью, но им не поддаются для заучивания литературные тексты. Возрастные особенности личности также влияют на память.
Человек, обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире и накапливает опыт благодаря использованию памяти Благодаря ей человек может накапливать информацию, при этом оставляет прежние знания и навыки.
В основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта и формирования навыков лежит память. В системе познавательных процессов память занимает ключевое место, объединяя при этом восприятие, воображение и мышление в одну систему, которая направленна на познание окружающего мира.
Процесс развития психики ребенка превращает непосредственно, биологические формы памяти в сложный по своей структуре процесс, который подчиняется специальной цели запоминания. Приобретая интеллектуальный характер, память взаимодействует с речью и мышлением.
У детей в старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическая память. Ребенок усваивает и конкретные, и абстрактные понятия. Здесь происходит увеличение объема памяти, скорость усвоения и точность воспроизведения. Развитие памяти ребенка эффективнее всего происходит посредством игровой деятельности. Игра формирует не только все познавательные способности ребенка, но и память.
В ходе нашего исследования, мы получили данные, которые позволяют нам утверждать, что память детей дошкольного возраста является еще не до конца сформированной. В игровой деятельности можно существенно развить память детей. Мы можем смело утверждать, что результаты нашего исследования полностью доказали выдвинутую нами гипотезу.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были успешно выполнены, в результате достигнута цель. Результаты нашего исследования целесообразно использовать в практике психологов и педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста.
Проблема формирования детской памяти остается актуальной и требует постоянного изучения. Данное исследование вносит определенный вклад в психолого-педагогическую науку, углубляя представления о памяти, способствуя формированию целостного подхода к пониманию формирования памяти у детей дошкольного возраста и открывая при этом, новые возможности в плане психологического сопровождения личностного развития детей дошкольного возраста.
Работа не претендует на исчерпывающий анализ вопроса формирования памяти у детей дошкольного возраста. Однако разработка данной темы в будущем может идти в направлении изучения гендерного аспекта особенностей развития памяти.