ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 6 1.1. Основные научные направления и подходы к изучению памяти 6 1.2. Характеристика памяти. Классификация, виды, процессы и формы памяти 14 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26 2.1. Особенности развития памяти дошкольников 26 2.2. Изучение методик, дидактических игр и упражнений, применяемых в психологии 37 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51 3.1. Констатирующий эксперимент 51 3.2 Результаты исследований эффективности видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у старших дошкольников 55 3.3 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у старших 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68 ПРИЛОЖЕНИЕ А 71 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72 ПРИЛОЖЕНИЕ В 73 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75 ПРИЛОЖЕНИЕ Е 76 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77 ПРИЛОЖЕНИЕ З 78

Развитие памяти дошкольников посредством игровой деятельности

дипломная работа
Психология
70 страниц
81% уникальность
2019 год
91 просмотров
Хохлова Ю.
Эксперт по предмету «Психологическое консультирование»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 6 1.1. Основные научные направления и подходы к изучению памяти 6 1.2. Характеристика памяти. Классификация, виды, процессы и формы памяти 14 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26 2.1. Особенности развития памяти дошкольников 26 2.2. Изучение методик, дидактических игр и упражнений, применяемых в психологии 37 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51 3.1. Констатирующий эксперимент 51 3.2 Результаты исследований эффективности видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у старших дошкольников 55 3.3 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у старших 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68 ПРИЛОЖЕНИЕ А 71 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72 ПРИЛОЖЕНИЕ В 73 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75 ПРИЛОЖЕНИЕ Е 76 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77 ПРИЛОЖЕНИЕ З 78
Читать дальше
Память является формой психического отражения, которая заключается в сохранении, закреплении и воспроизведении предшествующего опыта, которая дает возможность повторного использования данного опыта в последующей деятельности или позволяет возвращаться в сферу сознания [4; с.100]. Память является основой психической деятельности человека. Без памяти становится невозможным понимание основ формирования подсознания, сознания, мышления, поведения. Память рассматривается как связующее звено прошлого субъекта с его настоящим и будущим, так же, память названа важной функцией в сфере познания, которая лежит в основе обучения и развития. Память присутствует у каждого живого существа, однако самого высокого уровня развития память достигает у человека. Такими возможностями памяти, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо на планете Земля [23; с.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по праву. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


.53]. Дошкольники активно познают окружающий мир, находятся в постоянном поиске ответов на интересующие их вопросы, пытаются получить как можно больше информации о том, что им интересно. Таким образом, те новые знания, которые они при приобретают, запоминаются и, при необходимости, воспроизводятся. Этот процесс и памятью. Память дошкольников неразрывно связана с формированием всех познавательных процессов. Определение объектов и явлений является возможным только в тех случаях, когда они уже были узнаны в прошлом, и информация о них осталась в памяти [29; с.82]. Игра представляет собой ведущую деятельность дошкольного возраста. В игре изначально возникают и в ходе игры дифференцируются прочие виды деятельности, в игре перестраиваются или формируются индивидуальные процессы, от игры зависят характерные в данной стадии развития самые важные психические изменения личности [34; с. 51]. Актуальность выбранной темы заключается в том, что память оказывает большое влияние на жизнь каждого человека. Она является основой мышления и сознания, помогает воспринимать окружающую действительность. Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашей работы: изучить память, как основу психической деятельности, выявить методы развития памяти дошкольников посредством игровой деятельности. В разное время изучением феномена детской памяти занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, З.М. Истомина, П. Жане, О.С. Лебедева, С.Л. Рубинштейн и другие. Однако открытия в данном разделе психологии сделал А.А. Смирнов. На его методике базируется наша работа. Целью исследования является описание дидактических игр, направленных на развитие зрительной и слуховой памяти детей дошкольного возраста. Объект исследования память детей дошкольного возраста Предмет – процесс развития памяти дошкольников в игровой деятельности. Задачи: - рассмотреть основные научные направления и подходы по проблемам памяти и ее развития; - изучить характеристику памяти, ее виды и формы; - раскрыть особенности развития памяти дошкольников; - определить методику развития памяти у дошкольников; - выявить, роль игровой деятельности в формировании памяти дошкольников; - подобрать игры, упражнения по развитию памяти дошкольников.   Гипотеза: предположим, что целенаправленное и систематическое применение методов и приемов развития памяти в работе с дошкольниками, обусловит наиболее эффективному развитию процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Читать дальше
Проанализировав различные теории памяти, мы делаем вывод, что вопрос памяти изучается представителями разных наук. Каждая наука отвечает на свои вопросы, связанные с изучением памяти. Смежные науки расширяют знания о памяти у человека. Исходя из вышеизложенного материала и проанализированных литературных источников, можно утвердить, что под памятью понимают психический процесс организации и содержания прошлого опыта, который делает возможным его повторное использование в деятельности и/или возвращение в сферу сознания. Память, тот процесс, который связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей функцией познания, базирующаяся на основе развития и обучения человека. Память влияет на полноценное развитие человека как личности. Необходимое условие для запоминания это взаимодействие субъекта с предметами. Целенаправленные действия являются продуктивными в непроизвольной памяти. Такая структура деятельности определяет более благоприятные условия для образования и закрепления нервно-психических связей. Мышление ребенка дошкольного возраста определяется его памятью и непосредственно зависит от памяти. Мыслить для ребенка дошкольника значит вспоминать, опираясь на уже имеющийся опыт. Образное мышление в дошкольном возрасте коррелирует с памятью на достаточно высоком уровне. Определение понятий у детей основано на воспоминаниях. Когда дети отвечают, что такое улитка, они говорят: это маленькое, скользкое животное. При описании дивана дети говорят, что у дивана мягкое сиденье. В таких описаниях дети дают сжатые очерки воспоминаний, которые позволяют воспроизвести описание предмета. Следовательно, при описании предмета во время мыслительного акта значение для ребенка имеет не столько логическая структура самих понятий, сколько воспоминание, и конкретность его мышления и/или синкретический характер. Однако детское мышление все же, прежде всего, опирается на память. Значения детских слов построены иначе, чем представления и значения слов у взрослых. Отличие лишь в том, что способ, который способствует ребенку правильно обобщать вещи, и способ, где взрослый обобщает, отличны друг от друга. Способ, который характеризует детское обобщение, находится в непосредственной зависимости мышления ребенка всецело опирающегося на память. Непосредственное влияние опыта ребенка и то, как развивается его память, определяет всю структуру мышления ребенка на ранних стадиях развития. Определяющим моментом в начале развития ребенка является память, а не мышление, как многие думают. Память – это процесс, при котором человек запоминает, сохраняет и в дальнейшем воспроизводит то, что он раньше воспринимал, переживал или делал. Под памятью понимается отражение опыта человека посредством его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что человек ощущает и воспринимает, не уходит безвозвратно, наш мозг все запоминает в различной степени. Все психические функции осуществляются с участием памяти, так же как и сама память не мыслима без других психических процессов. Еще И.М. Сеченов в своих исследованиях отмечал, что отсутствие памяти влияет на то, что наше ощущение и восприятие бесследно исчезает по мере своего возникновения, оставляя человека вечно в положении новорожденного. Одни люди не могут быстро запомнить материал, другие длительно помнят и точно воспроизводят материал, некоторые люди вспоминают материал именно в тот самый момент, когда им это необходимо. Такие моменты проявляются по-разному и по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека и его личностных особенностей. У некоторых людей, к примеру, достаточно хорошо развита память на лица, но, в то же время они плохо запоминают математический материал, другие отличаются хорошей музыкальной памятью, но им не поддаются для заучивания литературные тексты. Возрастные особенности личности также влияют на память. Человек, обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире и накапливает опыт благодаря использованию памяти Благодаря ей человек может накапливать информацию, при этом оставляет прежние знания и навыки. В основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта и формирования навыков лежит память. В системе познавательных процессов память занимает ключевое место, объединяя при этом восприятие, воображение и мышление в одну систему, которая направленна на познание окружающего мира. Процесс развития психики ребенка превращает непосредственно, биологические формы памяти в сложный по своей структуре процесс, который подчиняется специальной цели запоминания. Приобретая интеллектуальный характер, память взаимодействует с речью и мышлением. У детей в старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическая память. Ребенок усваивает и конкретные, и абстрактные понятия. Здесь происходит увеличение объема памяти, скорость усвоения и точность воспроизведения. Развитие памяти ребенка эффективнее всего происходит посредством игровой деятельности. Игра формирует не только все познавательные способности ребенка, но и память. В ходе нашего исследования, мы получили данные, которые позволяют нам утверждать, что память детей дошкольного возраста является еще не до конца сформированной. В игровой деятельности можно существенно развить память детей. Мы можем смело утверждать, что результаты нашего исследования полностью доказали выдвинутую нами гипотезу.   Задачи, поставленные в ходе исследования, были успешно выполнены, в результате достигнута цель. Результаты нашего исследования целесообразно использовать в практике психологов и педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста. Проблема формирования детской памяти остается актуальной и требует постоянного изучения. Данное исследование вносит определенный вклад в психолого-педагогическую науку, углубляя представления о памяти, способствуя формированию целостного подхода к пониманию формирования памяти у детей дошкольного возраста и открывая при этом, новые возможности в плане психологического сопровождения личностного развития детей дошкольного возраста. Работа не претендует на исчерпывающий анализ вопроса формирования памяти у детей дошкольного возраста. Однако разработка данной темы в будущем может идти в направлении изучения гендерного аспекта особенностей развития памяти.  
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. -СПб.: «Питер», 2013. -339 с. 2. Анохина П, К,. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/П. К. Анохина. - М.: Просвещение,2018. - 127 с. 3. Блонский, П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский. - СПб.: «Питер», 2015. - 288 с. 4. Бьюзен, Т. Супер память/ Т. Бьюзен. - МН.: Попури, 2015. - 208 с. 5. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии/ Л.С. Выготский. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2015. - 1008 с. 6. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы/ Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Академический Проект, 2015. - 256 с. 7. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания/П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 2014. - 102 с. 8. Гамезо, М.В. Атлас по психологии/ М.В.Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Просвещение, 2014, - 276 с. 9. Гатанова, Н.В. Развиваю память/ Н.В. Гатанова, Е.Г Тунина. - СПб: «Питер», 2016. - 160 с. 10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 2018. - 156 с. 11. Голмен Э. Что такое психология/ Э. Голмен. - М.: Мир, 2017. - 496 с. 12. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б.Дормашев, В.Я. Романов. - М.: Тривола, 2015, - 167с. 13. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре/Р.И. Жуковская. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 2015. - 320 с. 14. Занков Л. .В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 2018. - 317 с. 15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология/ И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2017. - 358 с. 16. Зинц, Р. Обучение и память/ Р. Зинц. - Мн.: 2015. - 24 с. 17. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание/ П. И. Зинченко. - М.: Изд. АПН, 2017. - 173 с. 18. Корниенко Н.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Н. А. Корниенко. - СПб.: Питер, 2016. - 289 с. 19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости/ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 464 с. 20. Курланд, М. Как улучшить память/ М. Курланд. - М.: Просвещение 2015. - 400 с. 21. Лаврентьева, М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста/ М. В. Лаврентьева. - М.: Логос, 2016. - 201 с. 22. Леонтьев, А. Улучшаем память - в любом возрасте/ А. Леонтьев. – М.: Академический Проект, 2017. - 231 с. 23. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/ А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 2016. - 132 с. 24. Люблинская, А.А. Детская психология/А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2015. - 106 с. 25. Макселон, Ю. Психология/ Ю. Макселон. - М.: Просвещение, 2018. - 425 с. 26. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: 2014. - 109 с. 27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 456 с. 28. Немов, Р.С. Общие основы психологии: Кн.1/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2015. - 534 с. 29. Немов, Р.С. Общие основы психологии: Кн.3/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2015. - 688 с. 30. Немов, Р.С. Психология. Кн.2/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 2014. - 606 с. 31. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей/ Т.Н. Образцова. - М.: ООО «Этрол, 2015. - 192 с. 32. Обухова, Л.Ф. Детская психология/ Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2016. - 360 с. 33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2017. - 344 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image