Введение 3
Глава 1. Возрастная психология 4
1.1 Психология возрастного развития 4
1.2 Социализация в зрелом возрасте 6
1.3 Психологическая стагнация 10
Глава 2. Психические процессы у людей пожилого возраста 16
2.1 Эмоциональные процессы в пожилом возрасте 16
2.2 Развитие личности в периоды возрастного кризиса 20
Заключение 24
Список литературы 25
Читать дальше
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что становление зрелой личности — это сложный путь, не лишенный внутренних кризисов. Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свое отношение к окружающему миру. Важная характеристика в становлении зрелой личности — это результативный, продуктивный момент ее деятельности.
Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. При этом важна общественная ценность продуктов и влияний, представленная для личности как «ценность моей жизни». В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей открывается истинный уровень ее жизни, внутриличностные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в деятельности, поведении, общении на новом уровне, в новых формах отношений к жизни.
Весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения, разнообразных по своей природе и своему значению противоречий, которые лежат в основе внутренних конфликтов личности на том или ином этапе жизни или в конкретной жизненной ситуации. В состоянии внутреннего конфликта человек испытывает проблемную напряженность всего своего поведения.
Эта напряженность возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Относительное социально - психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям в основных видах деятельности (взрослый человек проецирует психологический дискомфорт на производственные дела, на общение с коллегами, друзьями, друг с другом).
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2015. – 496 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
3. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. – М.: Высшая школа психологии, Когито-Центр, 2010. – 240 с.
4. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. – СПб.: Алетейя, 2012. – 544 с.
5. Вагнер В.А. Сравнительная психология: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2011. – 192 с.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М.: Свет, 2014. – 648 с.
7. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 560 с.
8. Журавлева А.Л. Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии.– М.: Институт психологии РАН, 2009. – 384 с.
9. Журавлева А.Л. Психология социальных изменений. Ценностный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 528 с.
10. Кашапов М.М. Психология мышления. – СПб.: Алетейя, 2015. – 464 с.
11. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 224 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2017. – 592 с.
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 400 с.
14. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2017. – 606 с.
15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
16. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2014. – 320 с.
17. Смирнова Е.О. Психология. – М.: Владос, 2016. – 366 с.
18. Сперлинг А. П. Психология. – М.: Попурри, 2015. – 432 с.
19. Сушков И.А. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, Деловая книга, ИП РАН, 2014. – 448 с.
20. Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 272 с.
Читать дальше