ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 1.1. Особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО……….8 1.2. Роль ознакомления с природой в процессе развития словаря детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..16 1.3. Технология активизации словаря детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с природой………………………………...19 Выводы по главе 1…………………………………………………………..26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ. 2.1. Выявление уровня сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе…………….28 2.2. Работа педагога по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях ознакомления с родной природой на формирующем этапе……………………………………………………….32 Выводы по главе 2…………………………………………………………..38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….41 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..44

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с природой

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
89% уникальность
2019 год
86 просмотров
Корнеева А.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 1.1. Особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО……….8 1.2. Роль ознакомления с природой в процессе развития словаря детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..16 1.3. Технология активизации словаря детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с природой………………………………...19 Выводы по главе 1…………………………………………………………..26 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ. 2.1. Выявление уровня сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе…………….28 2.2. Работа педагога по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях ознакомления с родной природой на формирующем этапе……………………………………………………….32 Выводы по главе 2…………………………………………………………..38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….41 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..44
Читать дальше
Актуальность исследования. Родной язык занимает существенную роль в становлении и развитии личности маленького ребенка. Выступая важнейшим средством человеческого общения и взаимодействия, познания реальности, язык является основным каналом к приобщению нации к ценностям духовной культуры, помимо этого выступает необходимым условием для реализации таких процессов, как воспитание и обучение. Сформированная устная монологическая речь в дошкольном возрасте является базисом успешного школьного обучения. Младший дошкольный возраст является особенным периодом в жизни каждого ребёнка.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по русскому языку. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


. В это время осуществляется активное усвоение ребенком разговорного языка, начинается формирования и совершенствование всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное усвоение родного языка в дошкольном возрасте является необходимым условием решения аспектов умственного, нравственного и этетического воспитания детей в максимально сензитивный этап развития ребенка. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободнее в дальнейшем ребенок будет пользоваться им [13, с.10]. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте является достаточно изученной проблемой. Многие авторы и исследователи рассматривают данную категорию с различных сторон. Так, О.С. Ушакова отмечает, что речь является инструментом эволюции высших отделов психики младших дошкольников [22, с.16]. То есть фактически, развивая речь ребенка в данном возрасте взрослые одновременно развивают его интеллектуальные способности. Авторы С.Н. Архипова [2], О.Е. Грибова [8], Л.В. Лопатина [15] отмечают, что трудности обучения в начальных классах в большей степени связаны с недостаточным вниманием к развитию речи ребенка в младшем дошкольном возрасте. На сегодняшний день степень развития речи у детей младшего дошкольного возраста многие исследователи характеризуют как неудовлетворительную. И данная проблема с каждым годом становится все актуальнее. Практически повсеместно чтение художественной литературы сегодня заменяется на проведение перед телевизором, персональным компьютером и мобильными телефонами. Современные тенденции таковы, что взрослое поколение чрезмерно занято, обусловленные желанием обеспечить собственных детей материальными благами и решением финансовых проблем. В современных условиях, когда только незначительной доле родителей хватает времени взаимодействовать со своими маленькими детьми, большая часть в развитии речи и активизации словаря отводится детским образовательным учреждениям, детским садам. ДОУ выступает первым звеном в образовательной системе, где одна из приоритетных задач – формирование и развитие устной речи. В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования» [1] отмечается, что в базисе образовательной Программы детских садов обязательно должен лежать такой компонент, как развитие речи. Речевое развитие согласно данному документу включает в себя умение детей дошкольного возраста владеть речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Важнейшим методом активизации словаря в младшем дошкольном возрасте являются наблюдения, среди которых приоритет отдается природе. В условиях ДОУ осуществляются различные наблюдения за природными явлениями, процессами. Развитию речи и активизации словаря в младшем дошкольном возрасте средствами природы также уделено не мало исследований. Так, Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа с ее большим разнообразием форм, красок, звуков выступает богатейшим источником развития и активизации словаря младших дошкольников [6, с.17]. Авторы И.Б. Бичева [4], Л.Н. Ефименкова [11], А.М. Федотова [25] отмечают, что общение ребенка с природой благотворно воздействует на развитие связной, фразовой речи, при этом дошкольники имеют возможность овладеть навыками словообразования. Таким образом, актуальность исследования обусловлена всем вышесказанным и тем, что природа дает возможность решить многие задачи воспитания и образования детей младшего дошкольного возраста. В процессе ознакомления детей с природными явлениями, процессами, названиями животных, птиц, деревьев и их примет осуществляется совершенствование речи ребенка, что несомненно ведёт к активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, ее интонационного строя, формируется и развивается диалогическая речь, ее грамматический строй. Однако, ознакомившись с научно-исследовательской литературой мы обратили внимание, что в младшем дошкольном возрасте авторами уделяется большое внимание в целом развитию речи средствами природы и окружающего мира, однако нет систематического материала активизации словаря посредством природы, что несомненно вызывает прикладной интерес, и дало нам возможность сформировать тему исследования: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с природой». Проблема исследования: каковы условия, обеспечивающие эффективность активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой? Объект исследования: процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности активизации словаря младших дошкольников посредством ознакомления с природой. Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой. Гипотеза исследования заключается в нашем предположении, эффективность обогащения активного словаря детей младшего дошкольного возраста в ходе ознакомления из природным окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия: создание развивающей речевой среды; применение дидактических игр, которые будут способствовать активизации словаря дошкольников; профессиональная высокая компетентность педагогов в аспектах развития речи младших дошкольников; взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников. Актуальность, цель и гипотеза исследования обусловили постановку решения следующих задач: 1. Выявить особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО; 2. На основании научно-исследовательской литературы определить роль и значение природы в процессе развития и активизации словаря младших дошкольников; 3. Определить технологию активизации словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ознакомления их с природой; 4. Выявить уровень сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста; 5. На основании полученных данных на констатирующем этапе произвести работу по активизации словаря детей посредством ознакомления с природой; 6. Произвести контрольное измерение уровня сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента; сравнить данные, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и синтез научно-исследовательской литературы; метод обобщения; 2. Эмпирические: методики автора Г.А. Урунтаевой «Назови предмет», «Расскажи какой предмет», «Кто, что делает». База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №… города …. Выборка испытуемых составила 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). В нашем исследовании наибольший интерес представляли концептуальные труды в области педагогики, отражающие развитие речи младших дошкольников (О.А. Асмаловская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, С.О. Ларионова, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко); о применении выразительных средств природы и ее окружения в работе с детьми младшего дошкольного возраста, о ее огромном влиянии на речевое развитие дошкольников (И.Б. Бичева, Н.Ф. Виноградова, Л.А. Каменева, Л.Г. Парамонова, П.Г. Саморукова), что и составило методологическую основу данного исследования. Теоретическая значимость данного исследования заключается в комплексном анализе научно-исследовательской литературы по теме развития и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста, систематизации полученных данных, которые могут быть применены при написании диссертаций, научных статей. Практическая значимость исследования состоит в подборе диагностического инструментария с целью исследования сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста, а также методических рекомендациях по работает с детьми относительно активизации их словаря посредством ознакомления с природой. Структура курсовой работы представлена в классическом виде, а именно: введение; две главы (теоретическая и практическая); выводы по главам; заключение; список использованных научно-исследовательских источников; приложение в количестве 3.

Читать дальше
В заключении данного исследования хотелось бы отметить, что все раннее поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась. В связи с преобразованием современной системы образования приоритет в младшем дошкольном возрасте отводится речевому развитию, что закрепляется в Федеральном Государственном образовательном стандарте. ФГОС ДО. Речевое развитие согласно данному документу включает в себя умение детей дошкольного возраста владеть речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Данная работа должна осуществляться с самых ранних лет в условиях ДОУ и семьи. Для младшего дошкольного возраста характерна потребность в общении и во взаимодействии с окружающими. Речь ребенка данного возраста под грамотным руководством взрослого начинает быстро развиваться и совершенствоваться. С развитием речи приходит осмысление восприятия ребенком предметов и явлений, у него начинают формироваться аналитические способности. В целом, от уровня развития словаря и речи зависит эффективность и успешность интеллектуального развития ребёнка. Исследования многих авторов указывают на то, что дети с богатым словарным запасом и высокой степенью развития речи не испытывают трудностей в процессе обучения в школе, быстро овладевают навыками письма и чтения. В связи с этим, уровень лексического развития детей выступает важнейшим компонентом речевой готовности ребенка к школе. Исследования указывают на то, что в речи детей младшего дошкольного возраста преобладают названия конкретных предметов, что позволяет выделить ознакомление с природой, ее объектами и явлениями в качестве важнейшего средства развития, и активизация словаря детей этого возраста. Помимо этого, природа – эффективное средство эстетического развития и положительного отклика у маленького ребёнка. Все дети любят и живо интересуются разными животными, птицами, любят наблюдать за их движениями. Природные и погодные явления вызывают познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста. В процессе наблюдения за сезонными изменениями возможно хорошо обогатить словарь дошкольникам прилагательными. В младшем дошкольном возрасте дети обогащают свой словарь природными объектами и явлениями. Таким образом, природа обладает огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря маленьких детей, развивает способности детей выделять специфические признаки предметов, явлений, учит их обобщать, выстраивать причинно-следственные связи. Ознакомление с природой с целью активизации словаря младших дошкольников возможно осуществлять в различных формах. Самые актуальные из них – игровые, так как они максимально полно отвечают потребностям и интересам детей данного возраста. Это могут быть всевозможные дидактические игры, сюжетно-ролевые, лексические упражнения в виде игры. В ходе данного исследования была проедена большая опытно-экспериментальная деятельность по обогащению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Был разработан комплекс мероприятий с привлечением образовательных ситуаций, дидактический игр, прочитывания художественной литературы, сказок, лексических упражнений на природную тематику. В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика развития словаря детей, что подтверждает эффективность применения возможностей природы в процессе обогащения словаря детей.
Читать дальше
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Консультант Плюс. – 2015. - №3. – 14с. 2. Архипова, С. Н. Развитие активного словаря у детей в процессе образовательной деятельности / С. Н. Архипова // Научные исследования. – 2018. – № 2. – С. 63-64. 3. Асмаловская, О. А. Особенности активного словаря у дошкольников / О. А. Асмаловская // Проблемы развития психологии и педагогики. – 2018. – № 5. – С. 107-109. 4. Бичева, И. Б. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / И. Б. Бичева // Государственный советник. – 2018. – № 1. – С. 36-39. 5. Веденеева, Д. А. Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря дошкольников / Д. А. Веденеева // Научные достижения в системе профессионального образования. – 2017. – № 8. – С. 129-130. 6. Виноградова, Н. Ф. Дошкольникам о родной стране / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2009. – 310с. 7. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. – 340с. 8. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 95 с. 9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т. И. Бабаевой. - Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2002. – 45с. 10. Дыбина, О. В. ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением (3-4года): конспекты занятий / О. В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 58с. 11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: АСТ, 2017. - 223 с. 12. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой / Л. А. Каменева. – М.: Просвещение, 2013. – 207с. 13. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с. 14. Ларионова, С. О. Младший школьный возраст: закономерности и особенности поведения детей / С. О. Ларионова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 6. – С. 39-44. 15. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 191 с. 16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2014. - 442 с. 17. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2001. - 240с. 18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Мир и образование, 2018. – 1376 с. 19. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб.: ООО Детство Пресс, 2010. – 80 с. 20. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем… / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2006. – 250с. 21. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. - 2-е изд., стереотип. / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009. – 240с. 22. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2015. - 240 с. 23. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Просвещение, 2014. – 330с. 24. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский. – Новосибирск: Дет. лит., 2004. – 424 с. 25. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя / А. М. Федотова. – М.: Просвещение, 2015. – 230с. 26. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - М.: Гном-Пресс, 2012. – 340с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
Судьба России в публицистике начала ХХ века
Количество страниц:
7
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image