Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по русскому языку. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!
. В это время осуществляется активное усвоение ребенком разговорного языка, начинается формирования и совершенствование всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное усвоение родного языка в дошкольном возрасте является необходимым условием решения аспектов умственного, нравственного и этетического воспитания детей в максимально сензитивный этап развития ребенка. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободнее в дальнейшем ребенок будет пользоваться им [13, с.10]. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте является достаточно изученной проблемой. Многие авторы и исследователи рассматривают данную категорию с различных сторон. Так, О.С. Ушакова отмечает, что речь является инструментом эволюции высших отделов психики младших дошкольников [22, с.16]. То есть фактически, развивая речь ребенка в данном возрасте взрослые одновременно развивают его интеллектуальные способности. Авторы С.Н. Архипова [2], О.Е. Грибова [8], Л.В. Лопатина [15] отмечают, что трудности обучения в начальных классах в большей степени связаны с недостаточным вниманием к развитию речи ребенка в младшем дошкольном возрасте. На сегодняшний день степень развития речи у детей младшего дошкольного возраста многие исследователи характеризуют как неудовлетворительную. И данная проблема с каждым годом становится все актуальнее. Практически повсеместно чтение художественной литературы сегодня заменяется на проведение перед телевизором, персональным компьютером и мобильными телефонами. Современные тенденции таковы, что взрослое поколение чрезмерно занято, обусловленные желанием обеспечить собственных детей материальными благами и решением финансовых проблем. В современных условиях, когда только незначительной доле родителей хватает времени взаимодействовать со своими маленькими детьми, большая часть в развитии речи и активизации словаря отводится детским образовательным учреждениям, детским садам. ДОУ выступает первым звеном в образовательной системе, где одна из приоритетных задач – формирование и развитие устной речи. В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования» [1] отмечается, что в базисе образовательной Программы детских садов обязательно должен лежать такой компонент, как развитие речи. Речевое развитие согласно данному документу включает в себя умение детей дошкольного возраста владеть речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Важнейшим методом активизации словаря в младшем дошкольном возрасте являются наблюдения, среди которых приоритет отдается природе. В условиях ДОУ осуществляются различные наблюдения за природными явлениями, процессами. Развитию речи и активизации словаря в младшем дошкольном возрасте средствами природы также уделено не мало исследований. Так, Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа с ее большим разнообразием форм, красок, звуков выступает богатейшим источником развития и активизации словаря младших дошкольников [6, с.17]. Авторы И.Б. Бичева [4], Л.Н. Ефименкова [11], А.М. Федотова [25] отмечают, что общение ребенка с природой благотворно воздействует на развитие связной, фразовой речи, при этом дошкольники имеют возможность овладеть навыками словообразования. Таким образом, актуальность исследования обусловлена всем вышесказанным и тем, что природа дает возможность решить многие задачи воспитания и образования детей младшего дошкольного возраста. В процессе ознакомления детей с природными явлениями, процессами, названиями животных, птиц, деревьев и их примет осуществляется совершенствование речи ребенка, что несомненно ведёт к активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, ее интонационного строя, формируется и развивается диалогическая речь, ее грамматический строй. Однако, ознакомившись с научно-исследовательской литературой мы обратили внимание, что в младшем дошкольном возрасте авторами уделяется большое внимание в целом развитию речи средствами природы и окружающего мира, однако нет систематического материала активизации словаря посредством природы, что несомненно вызывает прикладной интерес, и дало нам возможность сформировать тему исследования: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с природой». Проблема исследования: каковы условия, обеспечивающие эффективность активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой? Объект исследования: процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности активизации словаря младших дошкольников посредством ознакомления с природой. Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой. Гипотеза исследования заключается в нашем предположении, эффективность обогащения активного словаря детей младшего дошкольного возраста в ходе ознакомления из природным окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия: создание развивающей речевой среды; применение дидактических игр, которые будут способствовать активизации словаря дошкольников; профессиональная высокая компетентность педагогов в аспектах развития речи младших дошкольников; взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников. Актуальность, цель и гипотеза исследования обусловили постановку решения следующих задач: 1. Выявить особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО; 2. На основании научно-исследовательской литературы определить роль и значение природы в процессе развития и активизации словаря младших дошкольников; 3. Определить технологию активизации словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ознакомления их с природой; 4. Выявить уровень сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста; 5. На основании полученных данных на констатирующем этапе произвести работу по активизации словаря детей посредством ознакомления с природой; 6. Произвести контрольное измерение уровня сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента; сравнить данные, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и синтез научно-исследовательской литературы; метод обобщения; 2. Эмпирические: методики автора Г.А. Урунтаевой «Назови предмет», «Расскажи какой предмет», «Кто, что делает». База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №… города …. Выборка испытуемых составила 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). В нашем исследовании наибольший интерес представляли концептуальные труды в области педагогики, отражающие развитие речи младших дошкольников (О.А. Асмаловская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, С.О. Ларионова, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко); о применении выразительных средств природы и ее окружения в работе с детьми младшего дошкольного возраста, о ее огромном влиянии на речевое развитие дошкольников (И.Б. Бичева, Н.Ф. Виноградова, Л.А. Каменева, Л.Г. Парамонова, П.Г. Саморукова), что и составило методологическую основу данного исследования. Теоретическая значимость данного исследования заключается в комплексном анализе научно-исследовательской литературы по теме развития и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста, систематизации полученных данных, которые могут быть применены при написании диссертаций, научных статей. Практическая значимость исследования состоит в подборе диагностического инструментария с целью исследования сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста, а также методических рекомендациях по работает с детьми относительно активизации их словаря посредством ознакомления с природой. Структура курсовой работы представлена в классическом виде, а именно: введение; две главы (теоретическая и практическая); выводы по главам; заключение; список использованных научно-исследовательских источников; приложение в количестве 3.