Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое раскрытие вопроса социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………... 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста……………………………………………………….…….……………….. 5
1.2 Формы коммуникации детей дошкольного возраста………………. 8
1.3 Роль игровой деятельности в коммуникативном развитии детей…11
Выводы по первой главе…………………………………………………….15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на примере детских учреждений…………………………………………………………………………17
2.1 Выявление уровня индивидуального развития………………………..17
2.2 Комплекс мероприятий по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации…………………………………………………..…20
2.3 Анализ результатов проведенных мероприятий по развитию социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста…………………………………………...…………………………………27
Выводы по второй главе…………………………………………………….29
Заключение………….……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………….34
Читать дальше
При написании данной курсовой работы мы преследовали следующие цели - проанализировать теоретическую базу по вопросу коммуникации детей младшего дошкольного возраста, а так же составить комплекс мер по становлению коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в образовательной организации.
Мы изучили психолого-педагогическую составляющую детей данной возрастной группы, формы и методы коммуникации, а также роль игровой деятельности.
Младший дошкольный возраст – это очень важный период. В этот момент ребенок познает себя, окружающую среду, учится находить контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. получает всестороннее развитие.
Задача педагога и родителей оказывать помощь, и активно принимать участие в становлении и развитии личности.
С каждым годом ребенок нуждается в расширении кругозора, в обобщении знаний. Немаловажно, чтобы ребенок смог применить на практике полученные знания.
Младший дошкольный возраст – это момент, когда необходимо развивать такие психические составляющие, как: мышление, внимание, память, речь, воображение.
Социально-коммуникативное развитие - это неотъемлемая часть становления личности, важнейший аспект полноценного развития личности.
Существует 3 формы общения:
1. Эмоционально-практическая;
2. Ситуативно-деловая;
3. Внеситуативно-деловая
Процесс социализации должен осуществляться различными методами и формами: наглядными, словесными и игровыми.
В силу возрастных особенностей игровой метод является самым эффективным. Игра – это всегда увлекательно, а заинтересовать ребенка – это значит достичь успеха в выбранном направлении.
Большую часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении, а значит роль в успешном развитии социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста ложится на плечи педагога дошкольного учреждения.
Очень важно, чтобы педагог был высоко квалифицирован, ориентировался на нормативную базу и действовал в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В каждом дошкольном учреждении должны быть приняты конкретные меры по развитию социально-коммуникативных навыков. Необходимо систематически проводить мероприятия, способствующие формированию навыков коммуникации у дошкольников.
При выборе формы работы с детьми младшего дошкольного возраста педагог должен ориентироваться на индивидуальное развитие ребенка, где необходимо прибегнуть к таким методам, как: наблюдение, диагностическая работа и индивидуальная беседа.
Для эффективной работы по выявлению уровня индивидуального развития ребенка, педагогу необходимо выполнить в своей работе 5 этапов:
1. Проектировочный;
2. Практический;
3. Аналитический;
4. Интерпретация данных;
5. Целеобразовательный этап.
Данная диагностика проводится для выявления сильных и слабых сторон детей младшего дошкольного учреждения.
К мероприятиям, проводимых для совершенствования навыков коммуникации можно отнести: спортивные и праздничные мероприятия, субботники, выставки, театрализованные постановки, различные конкурсы и тд.
Подобные мероприятия должны проводиться систематически, быть проанализированы. Только так можно увидеть положительную динамику развития ребенка.
Младший дошкольный возраст – это такой период, когда дети стараются подражать взрослым, а значит не только педагогам, но и родителям стоит подавать правильный пример. Многие родители сталкиваются с проблемой воспитания детей младшего дошкольного возраста, и кто если не педагог поможет и направит.
Совместное сотрудничество родителей и педагогов дошкольного образования – залог успешного развития ребенка.
Читать дальше
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие./ А.Г. Арушанова.-М.:ТЦ Сфера,2015.-80 с.
2. Андреева С.Н. Возрастная психология. Электронное пособие для студентов высших учебных заведений. Йошкар-ола, МарГу. 2011.-188с.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПБ.: Питер, 2012. -320 с.
4. Воспитание детей в средней группе детского сада:/ пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд. Испр./ А.А.Анциферова, Т.А.Владимирова,В.В. Гербова и др.; сост. Г.М. Лямина, М.:Просвещение, 1982.-256 с.
5. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 2. — С. 2—3.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва, АСТ, 2016, 304 с.
7. Захарова К.Ю. Развитие социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста./ К.Ю.Захарова.//Журнал «Обуч».-2016.-№ 1.-с.29-31
8. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду./Т.И. Петрова.-М.:Гардарики, 2014.-195 с.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
10. Психическое развитие дошкольников. / Под ред. Дьяченко О.М.., Лаврентьева Г.В.- М.: Педагогика, 1984.-с.19
11. СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. 5-е изд.,стереотипы.-М.: Издательский центр «Академия», 2001-с.-37
13. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
14. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Под ред. О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2008. — 384 с.
Читать дальше