ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОПТИМИЗМА, СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И УСПЕШНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Оптимизм как личностное свойство, его исследование в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Субъективное благополучие и его соотношение с оптимизмом 9
1.3 Взаимосвязь оптимизма, субъективного благополучия и успешности в деятельности 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОПТИМИЗМА, СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ 15
2.1 Организация и методы исследования 15
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Выявленная в исследовании положительная взаимосвязь субъективного благополучия, оптимизма и удовлетворенности жизненных потребностей с различными видами активности указывает на то, что благополучие студента может выступать в качестве одного из механизмов регуляции его активности в различных сферах деятельности.
Результаты проведенного исследования продолжают идеи о когнитивной и аффективной составляющих субъективного благополучия, подтверждая существование сходств и различий в его структуре у студентов в зависимости от их пола. Вопреки сложившемуся мнению, приписывающему молодежи контрастные эмоциональные проявления - доминирование негативного тона настроения или стремление к эйфории и удовольствию, - оказалось, что студенты, независимо от пола, демонстрируют средний уровень переживания и выражения различных эмоциональных состояний. В целом эмоциональное самочувствие студенческой молодежи можно считать вполне удовлетворительным. Положительные и отрицательные переживания студентов равносильны с тенденцией к преобладанию позитивных над негативными как на уровне переживания, так и проявления. При этом девушки чаще испытывают и выражают отрицательные эмоции, а юноши - положительные. Что касается удовлетворенности жизнью, то на данном этапе развития молодые люди в большей степени довольны социальными отношениями (с членами семьи, друзьями, окружающими), достаточно высоко оценивая свои возможности, в том числе в сфере здоровья и саморазвития. Неудовлетворенность предсказуемо присутствует в оценке студентами своего финансового положения. Вместе с тем девушки оказались более удовлетворены своими возможностями и достижениями, чем юноши. Среди последних также оказалось неудовлетворенных жизнью больше, чем несчастливых, тогда как девушек, переживающих высокий уровень счастья, больше, чем удовлетворенных жизнью. В целом у обеих гендерных групп существует прямая связь когнитивного компонента субъективного благополучия с аффективным (в том числе между составляющими их переменными) при доминировании последнего.
Проблема субъективного благополучия, оптимизма и удовлетворенности жизнью активно изучается современной психологией начиная с работ Э. Динера. В рамках разработанного им гедонистического подхода субъективное благополучие представлено трехкомпонентной структурой, включающей наличие положительного аффекта, отсутствие отрицательного аффекта и удовлетворенность жизнью.
Результаты исследования могут иметь значение при определении направлений работы психолога с целью диагностики условий социализации, повышения удовлетворенности разными сферами жизни, создания условий для проявления подростками социальной и других видов активности применительно к разным условиям социализации.
Читать дальше
1. Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. 2-е изд. СПб., 2003. 623 с.
2. Бочарова E. E. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности : кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 53-63.
3. Ильин, Е. П. Психология надежды. Оптимизм и пессимизм. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
4. Камю, А. Бунтующий человек. Недоразумение. - М.: АСТ, 2017. - 448 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в различные периоды жизни: монография. Кострома: Издательство КГУим. НА Некрасова, 2011.
6. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000. С. 476-510.
7. Лабунская, В. И. Надежда как условие психологической безопасности личности и общества// Социальная психология и общество. - 2001. - № 4. - С. 15-26.
8. Литвинова Н.Ю. Психология совладающего поведения человека в современном мире. Владимир: ВлГУ, 2015.
9. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. - М.: Азбука, 2016. - 384 с.
10. Рикель М. А., Туниянц А. А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестн. МГУ Сер. 14. Психология. 2017. № 2. С. 64-79.
11. Савинков С.Н. Исследование феноменов «надежда» и «безнадежность» в психологии//Вестник университета. 2019. № 8. С. 190-194.
12. Селигман, М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 338 с.
13. Уточкин, Н. А. Оптимизм как научная проблема в структуре гуманитарного знания//Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1 (274). - С. 210-212.
14. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. i984. Vol. 95. P. 542-575.
15. Diener E. D., NapaScollon C. N., LucasR. E. The evolving concept of subjective well-being: the multifaceted nature of happiness / eds. P. T. Costa, I. C. Siegler. Amsterdam, 2004. P. 187-219.
Читать дальше