Введение…………..………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты проблемы развития общения дошкольников……..4
2. Особенности общения детей среднего дошкольного возраста……………..7
3. Особенности влияния речи на развитие общения детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…………….12
4. Практика организации общения детей дошкольного возраста…………….16
Заключение………………………………………………..……………………..18
Список литературы………………………………………………………………20
Читать дальше
Итогом исследования можно считать вывод, что в иерархии потребностей детей в психологическом развитии на первом месте стоит потребность в общении.
Признанными положениями можно считать утверждения, что:
- общение действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;
- влияние общения может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании;
- общение способно ускорять ход развития детей.
Общение – это одна из основных форм проявления человеческой жизнедеятельности - играет огромную роль в жизни человека. Без способности общаться, воспринимать и понимать друг друга, люди как социально детерминированные существа, просто не смогут существовать как таковые.
Проблема специфики общения в дошкольном возрасте очень актуальна, так как именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие навыков общения и влияют на личность ребенка, на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно развита способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и не возможно.
В дошкольном возрасте происходит стремительное развитее форм общения. Зная специфику общения детей в различные возрастные периоды, взрослому легче построить оптимальное взаимодействие с ребенком, с целью его личностного развития. А также создать определенную атмосферу общения, где с ранних лет происходит социализация ребенка. Так как именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию.
Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности, ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.
Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они владеют навыками словообразования и словоизменения, имеют достаточный словарный запас. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу.
Детский коллектив в группе детского сада формируется далеко не сразу, поэтому для полноценного общения дошкольникам необходимо:
- позитивная, доброжелательная обстановка.
- пространство для практического познания мира.
- неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны;
- заинтересованность взрослых, которые помогут правильно организовать взаимодействие;
- прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера.
Читать дальше
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М.: Прогресс, 1997.- 195 с.
2. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2017. - 256 c
3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М. : Просвещение, 1994. - 94с.
4. Возрастные особенности психического развития детей / отв. ред. И.В.Дубровина, М.И.Лисина. - М.: Просвещение,1992. - 164с.
5. Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до шести: советы психолога. - М.: Наука, 2002. - С. 42-47.
6. Гуревич П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - Москва: Огни, 2018. - 352 c.
7. Ларина О. В., Гоманюк О. Ю. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №34.1. — С. 47-50.
8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 384с.
9. Марциновская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: Просвещение, 2011. - 314с.
10. Островский Э. В. Психология и педагогика / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. - 384 c.
11. Пастюк О. В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 160 c.
12. Позина М. Б. Введение в профессию. Психология и педагогика / М.Б. Позина. - М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2016. - 224 c.
13. Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). – С. 426 – 429.
Читать дальше