Введение С.3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста С.5
1.1. Научные исследования в области развития речи детей среднего дошкольного возраста С.5
1.2. Особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста С.7
Выводы по первой главе С.8
Глава 2. Развитие словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений С.9
2.1. Значение дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей среднего дошкольного возраста С.9
2.2. Основные дидактические принципы и условия проведения игр С.10
Выводы по второй главе С.12
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста при помощи дидактических игр и лексических упражнений С.13
3.1. Диагностика уровня развитости словаря у детей среднего дошкольного возраста С.13
3.2. Организация работы с использованием дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей среднего дошкольного возраста С.15
Выводы по третьей главе С.18
Заключение С.19
Список литературы С.20
Приложение С.22
Читать дальше
Развитие словарного запаса детей, овладение богатством их родного языка является одним из основных элементов в формировании личности, развитии выработанных ценностей национальной культуры.
Формирование возможностей дошкольников к вербальному общению предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально разработанных коммуникативных ситуаций (индивидуальных и коллективных), в которых педагог ставит определенные задачи по развитию речи и ребенок участвует в свободном общении. В таких ситуациях словарь расширяется, накапливаются способы выражения намерения, создаются условия для улучшения понимания речи.
Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. С этой целью мы провели свое исследование. Мы использовали дидактические игры и лексические упражнения для развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Вся работа состояла из двух частей: теоретической и практической части. В первой части мы рассматривали способы развития словаря у детей и условия использования дидактических игр и лексических упражнений. Вторая часть работы состояла из трех этапов:
1 этап – констатирующий – подобрали участников эксперимента (дошкольников) и на основе трех методик провели исследование, результаты которых показали средний уровень развитости словаря.
2 этап – формирующий – провели дидактические игры и лексические упражнения.
3 этап – контрольный – провели повторное исследование и получили более высокие результаты.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что поставленные нами задачи решены, а гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1998. 145 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. 96 с.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. 135 с.
5. Бородич А.М, «Методика развития речи детей», М., 1981 г. 214 с.
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи)/Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 1985. 141 с.
7. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1963. 29-30 с.
8. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. 67 с.
9. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование/ Е.С. Кубрякова - М., 1965. 167 с.
10. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи / И. Лопухина - М.: Аквариум, 1995. 38 с.
11. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977. 42 с.
12. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Новотворцев. - Ярославль: Гринго, 1995. 244 с.
13. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. 17 с. 86 с.
14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, - Москва «Просвещение», 1989 г. 145 с.
15. Чуковский К.И Обучение грамоте в детском саду Чуковский, К.И. От двух до пяти…/ К.И. Чуковский. - Л., 1987. 76 с.
16. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. 26 с.
Читать дальше