Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что цель его была достигнута, благодаря последовательному решению поставленных во введении задач.
В первом разделе реферата нами были рассмотрены понятия утопии и антиутопии в противо- и сопоставлении. Кратко можно определить утопию как некий идеал государственного и общественного устройства, а антиутопию как ее противоположность, тупиковый вариант развития человеческого общества, способный существовать, но не способный развиваться.
В мировой литературе можно найти множество примеров обоих жанров, в том числе их синкретические формы. В данном реферате в качестве объекта анализа были избраны два знаменитых романа-антиутопии О. Хаксли «О новый дивный мир», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
В целом идейное содержание романов-антиутопий ХХ века состоит в следующем. Тоталитарная система вовсе не заинтересована в развитии многогранных и ярких личностей, сводя разнообразие людей к различиям, обусловленным общественно полезными профессиями. Это не удивительно, ведь чем духовно богаче человек, тем сложнее внушить ему достаточно примитивные идеологические догмы, уверовав которые он будет жить, и поступать во вред себе и в духовном, и в материальном смысле.
Предупреждение романов-антиутопий состоит в том, что каждый человек должен совершенствоваться духовно, потому что именно богатый духовный мир позволяет человеку не только видеть какие-либо явления и принимать их, но и анализировать, самостоятельно делать выбор, мыслить широко, нестандартно, душа персонифицирует человека, делает его личностью. А личность в свою очередь порождает культуру, которая зачастую мешает становлению тоталитаризма. Ведь жива и действенна лишь та культура, что живет в душе человека. И чтобы подчинить человека (а через него и общество), надо уничтожить живую культуру – это задача тоталитарной системы, представленная в антиутопиях, которые описывая возможный ход событий предупреждают своих читателей. Антиутопия в литературе ХХ века как жанр, выразила тревоги и опасения людей «технического века».
Указанное выше актуально в отношении обоих выбранных в качестве объекта анализа в данном реферате романов. В них обоих обнаруживаются такие мотивы, как крушение надежд (который может реализовываться как на уровне всей истории и развития общества, так и на уровне отдельно взятой личности, не способной побороть систему), насилие над личностью (так как тоталитарное общество, господствующее над личностью во всех сферах ее жизнедеятельности, устанавливает свою власть жесткими методами, не терпя никаких отклонений от нормы).
В обоих романах изображаемый тип общества воплощает идею деградации человечества, нисхождения его до примитивных потребностей, отказ от духовных ценностей, которые способны развить в человеке индивидуальность и свободомыслие.
Романы-антиутопии – это реальный отклик писателей на окружавшую их действительность. ХХ век, войны, диктатуры, гонка вооружений, противоборство сверхдержав дали богатую пищу для размышлений и опасений, нашедших отражение в романах-антиутопиях. Потомкам и обществу XXI века необходимо с большим внимание отнестись к этим предостережениям и сохранять те ценности и высшие качества, которые отличают развитую человеческую личность и цивилизацию от примитивного сообщества.