ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ О ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ (Л. С. ВЫГОТСКИЙ) 5 1.1. Высшие психические функции как психологические системы, основные положения и замечания к теории 5 1.2. Закономерность формирования высших психических функций 9 1.3. Свойства ВПФ и отличительные признаки ВПФ 13 2. РАСШИРЕННОЕ ПОНЯТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (А. Р. ЛУРИЯ) 16 2.1. Основные характеристики ВПФ 16 2.2 ВПФ как сложные функциональные системы 18 2.3 Факторы, влияющие на формирование и развитие ВПФ 23 2.4 Проблемы в изучении закономерностей формирования ВПФ 27 ВЫВОДЫ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Закономерности формирования высших психических функций

курсовая работа
Психология
30 страниц
72% уникальность
2020 год
105 просмотров
Зайцев А.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ О ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ (Л. С. ВЫГОТСКИЙ) 5 1.1. Высшие психические функции как психологические системы, основные положения и замечания к теории 5 1.2. Закономерность формирования высших психических функций 9 1.3. Свойства ВПФ и отличительные признаки ВПФ 13 2. РАСШИРЕННОЕ ПОНЯТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (А. Р. ЛУРИЯ) 16 2.1. Основные характеристики ВПФ 16 2.2 ВПФ как сложные функциональные системы 18 2.3 Факторы, влияющие на формирование и развитие ВПФ 23 2.4 Проблемы в изучении закономерностей формирования ВПФ 27 ВЫВОДЫ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Актуальность исследования. Высшие психологические функции – это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. ВПФ - одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А.


Многих не устраивает цена реферата по хирургии на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др. [18; 7; 23; 14; 10; 16] Лев Выготский - основатель культурно-исторической психологии. Его имя обычно ассоциируется с общей и развивающей психологией, педагогической психологией, дефектологией и психологией искусства. Александр Лурия известен как отец-основатель нейропсихологии. «Психика возникает на определенной ступени развития жизни не случайно, а необходимо, т. е. закономерно» – писал Леонтьев. [17, С.18] «Новая психология начиналась с практики, а не с теорий: педагогической, психологии развития и ненормального развития (Л.С. Выготский); клиническая работа и исследования близнецов (А.Р. Лурия); формирование концепции у школьников (А.Н. Леонтьев); психологические основы формирования повествования и интеллекта у детей (А.В. Запорожец); присвоение детям простых средств (П.Я. Гальперин); развитие памяти у школьников (П.И. Зинченко), понимание особенностей психики (А. Н. Леонтьев [15, С. 54]) - этот список можно продолжать и продолжать, Л.С. Выготский традиционно связан в психологической науке с развитием теоретических основ психологии, таких как культурно-исторический подход; биологическая и социальная детерминация развития ребенка; истоки высших психических функций; природа человеческого сознания; общение и обобщение; посредничество и т.д. Роль клинической практики - исследования патологических случаев - в его разработке этих теорий часто недооценивают в профессиональных работах, анализирующих вклады Выготского. Цель исследования – изучить закономерности формирования высших психических функций, показать роль клинического опыта для теоретического вклада Л. С. Выготского, а также проанализировать развитие этих теорий в современной прикладной нейропсихологии. Задачи исследования: 1. Рассмотреть высшие психические функции как психологические системы, основные положения и замечания к теории. 2. Изучить закономерность формирования высших психических функций. 3. Осветить свойства ВПФ и отличительные признаки ВПФ. 4. Проанализировать основные характеристики ВПФ. 5. Рассмотреть ВПФ как сложные функциональные системы. 6. Изучить факторы, влияющие на формирование и развитие ВПФ. 7. Охарактеризовать проблемы в изучении закономерностей формирования ВПФ. Предмет исследования – развитие психики. Объект исследования - закономерности формирования высших психических функций. Методы исследования – изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, анализ, исторический метод, сравнение. Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Итак, ВПФ – это психологические системы», которые формируются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Нейропсихология Выготского – Лурии - динамическая, системная нейропсихология. Прежняя популярность «статической нейропсихологии», о которой писал М. Джонсон, уменьшается. Это видно из значительного числа исследований трудностей с обучением. Подобная тенденция прослеживается в публикациях о двигательном контроле и моторных расстройствах развития, на которые сильно влияют идеи Н. А. Бернштейна. Однако если подобные идеи можно найти в современных публикациях, почему мы обращаемся к идеям Выготского и Лурии? На наш взгляд, это необходимо в первую очередь потому, что их работы содержат единый целостный подход к пониманию развития, функционирования и дезинтеграции психических функций у детей и взрослых. Мы попытались показать, что системная структура ВПФ обязательно вытекает из принципа социального происхождения психических функций, в то время как функциональные системы развиваются (и изменяются) в ходе развития ребенка на основе взаимодействия между биологическими факторами и социальной средой, что приводит к принципу социального генезиса ВПФ. Теории Выготского и доказательства из его клинической работы имеют фундаментальное значение для нейропсихологии развития (Глозман, 2011). Л.С. Выготский и А.Р. Лурия доказали, что дефект мешает ребенку присвоить его культуру, но культурные средства могут помочь ребенку преодолеть этот дефект. Таким образом, культурно-исторический подход стал и остается методологической основой для исправления образования, а клиническая нейропсихология становится не просто научной или «романтической» деятельностью; он становится агентом социальных действий.
Читать дальше
1. Ахутина Т. В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов. – М., 1998 б. – С. 289–298. 2. Ахутина Т.В. «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии» // Вопросы психологии, 1996. - № 5. – 21 с. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-6.shtml (дата обращения 16.02.2020) 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Л. Выготский, А. Лурия и нейропсихология развития Методология и история психологии, 2007, Том. 2. – С. 57-68 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 1. Вопросы теории и истории психологии. – М.: «Педагогика», 1982. – 488 с. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1982. – 504 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики [Электронный ресурс]. – М.: «Педагогика», 1983. – 368 с. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-69.shtml (дата обращения 16.02.2020) 7. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. - М.: Искусство, 1986. — 573 с. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0404/2_0404-212.shtml (дата обращения 16.02.2020) 8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. [Электронный ресурс]. – М.: Педагогика, 1993. – 184 с. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0420/4_0420-196.shtml (дата обращения 16.02.2020) 9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-323.shtml (дата обращения 16.02.2020) 10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с. 11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-171.shtml (дата обращения 16.02.2020) 12. Кичеева А.О. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРЕРАБОТКИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ, ВЗРОСЛОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник Бурятского госуниверситета, 2010. - № 5. – С. 207-210. [Электронный ресурс] – режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/neyropsihologicheskiy-analiz-pererabotki-sluhorechevoy-informatsii-v-yunosheskom-vzroslom-i-zrelom-vozraste.pdf (дата обращения 16.02.2020) 13. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 214 с. 14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-11.shtml (дата обращения 16.02.2020) 15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с. 16. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы. – М.: Смысл, 2003. – 439 с. 17. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. – М.: Смысл, 2012. – 560 с. 18. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с. 19. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения / С.В. Маланов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 496 с. 20. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические и методические материалы. Второе издание, переработанное и дополненное / С.В. Маланов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 319 с. 21. Gesell А. Mental development of the child. - M. - L., 1930. – 370 с. 22. Shaywitz BA, Shaywitz SE, Pugh KR, Mencl WE, Fulbright RK, Skudlarski P, Constable RT, Marchione KE, Fletcher JM, Lyon GR, Gore JC Disruption of posterior brain systems for reading in children with developmental dyslexia. Bioi Psychiatry 2002; 52 (2): 101-111. 23. Wallon, H. (1951/1963). Psychologie et matérialismedialectique. Società, 7, 241-246. ReprintedinEnfance, 1963, 1-2, 31-34. 24. The Generation of Higher Mental Functions in Vygotsky’s Concepts of Development and Contradiction. pp. 96-102 – режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/38744-41850-1-PB%20(3).pdf (дата обращения 16.02.2020)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image