Пишешь диплом? сервис Work5 твой помощник.
. Наличие проявления самостоятельности дошкольника позволяет наблюдать за становлением ответственности. Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития. Воспитывать самостоятельность надо в той деятельности, которой ребенок уже овладел. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. В раннем детстве самостоятельность воспитывается в процессе действия с предметами, так как предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребёнка. Дети раннего возраста сами начинают проявлять желание самостоятельно есть, одеваться, так как это связано с удовлетворением насущных потребностей. Однако если детей не обучать действиям и умениям, то ребенок будет не способен проявлять активность. Поэтому воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. По мере взросления ребёнка необходимо больше внимания обращать на воспитание у него культурно-гигиенических навыков: умение мыть руки с мылом, чистить зубы, быть аккуратным и т. д. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых. Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Исследования психологов доказывают, что в период младшего дошкольного детства открываются благоприятные возможности для воспитания основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Изучение проблемы самостоятельности в настоящее время ведется в в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун). Анализ исследований свидетельствует о недостаточном раскрытии психолого-педагогических условий воспитания самостоятельности именно у детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: апробировать психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания у младших дошкольников самостоятельности. Задачи: 1.Изучить понятие самостоятельности в психологии и педагогике. 2.Выявить особенности организации режимных моментов в группе младшего дошкольного возраста. 3.Рассмотреть проблему формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста. 4.Охарактеризовать педагогические условия формирования самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. 5.Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение формирования самостоятельности через навыки самообслуживания в процессе организации режимных моментов в ДОУ. 6.Реализовать педагогические условия формирования самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. 7.Оценить результаты данного исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Муравушка" г. Обнинска Калужской области. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных. Структура данной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.