Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности главных эстетических категорий 5
§ 1. Категории эстетики – как основа познания науки эстетики 5
§2. Категории «прекрасное», «возвышенное», «комическое» как выражение положительных эстетических чувств. 8
§ 3. Негативные категории эстетики. Категория ужасное 10
Глава 2. Основные взгляды на происхождение категории ужасное в истории развития Западной эстетической мысли 14
§1. Категория ужасное в античный период 14
§ 2. Категория ужасное в Средние века 19
§3 Ужасное в эпоху Возрождения 21
§ 4. Неоклассицизм и категория ужасное 24
§5 Ужасное в эстетической мысли Англии и Франции в 18 - 19 вв. 26
§ 6. Немецкий классический период развития философии и категория ужасное 28
§ 7. Понятие ужасное в ХХ веке 30
Заключение 33
Список используемых источников 35
Читать дальше
Подводя итог проделанной работе можно сделать несколько выводов. Эстетические категории, развивались еще с древних времен. За счет них переосмысливался, опыт восприятия природы и самого себя. Природа открывалась человеку, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. За счет того, что у него есть врожденные эстетические способности чувствования прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, ужасного и отличного, он способен к оценочным суждениям. В этой связи за возвышенным и низменным закреплялась функция особых количественных отношений с определенным эталоном в эстетическом восприятии, вкусах, чувствах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения социальной и бытийной действительности с идеалом в пределах выработанных принципов и меры. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.
Ощущение ужасного вовсе времена привлекало внимание человека. Он имел способность схватывать сущность данного явления достаточно точно и в дальнейшем развивать свои представления по отношению к миру. За всю историю развития категории ужасное, если изменялось его содержание, вместе с тем, форма оставалась неизменной. То есть начиная с античности и до настоящего времени, ужасное мыслиться как неизбежное, роковое и цепенеющее, не несущее ничего положительного явление, ориентированное на вечное страдание или безысходности. Вместе с тем если в античность, Новое и Новейшее время ужасное предстает в большей степени как некоторый атрибут внешнего проявления, то в Средние века, ужасное носило в большей степени внутренний и даже трансцендентный характер. В античный период ужасное больше приписывалось как проявлению людей, так и богам. Олимпийские небожители не обладали только положительными поступками. Но в отличие от христианства, греческий политеизм в лице богов подчинялся богиням судьбы. Ужасное для эллина открывало обреченность и некоторое рабство его природы. Именно через эту категорию можно сравнивать древнегреческую предначертанность и кармическое рабство буддийской и индуистской религиозных систем. Через переживание ужаса, в античность развивается языческая теофобия. Ужасное открывает у античного человека ограниченность или вообще исключенность проявления свободы воли. Страх как следствие трепета и переживания ужаса, сковывает проявление человеческой свободной воли и повергает в невидимые кандалы. Но ужасное, как эстетическое и нравственное назидание, может иметь и положительную функцию: через преодоление трепета и обреченности проявляется свобода воли человека. На сегодняшний день в философии и эстетике, категория ужасное исследована не так хорошо, как другие категории и в первую очередь положительные.
Если в античности страдания переносятся на имманентное бытие человека, то в Средние века, сталкивание с ужасным складывается в основном за счет того, что вечные муки страдания и горения в адском пламени, будет происходить уже после смерти человека. Его обреченность носит характер трансцендентного. Именно благодаря той точки зрения, в средневековой мысли остается место для рождения особого готической позиции на ужасное. В эпоху возрождения вновь развивается интерес к имманентным сторонам эстетического. Человека все более и более начинают волновать вопросы существования без участия с Богом, акцент переноситься на взаимооношения человека с миром и другими людьми. В период Нового времени все большее значение начинает преобретать человеческий гений, появляется пространство технике, что в конечном итоге порождает ужас человека перед машинами. И подчинить ужасное становиться возможным уже после того, как массовая культура из данного феномена делает привлекательный товар. Таким образом место ужасного в современной эстетике требует более пристального изучения ученых, что позволит раскрывать и далее эстетическую природу человека.
Читать дальше
1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: сборник статей. – М., 1968. С. 55-58.
2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990. - 336 с
3. Бёрк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Бёрк. – М.: Искусство, 1979. – 237 с.
4. Борев, Ю.Б. Эстетика. / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.
5. Бычков, В.В. Эстетика. / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
6. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983. 513 с.
7. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982.
8. Дедюлина, М.А. Учебно-методический комплекс по курсу "Эстетика". / М.А. Дедюлина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 136 с.
9. Джеймс М. Р. Из предисловия к сборнику «Призраки и чудеса: Избранные рассказы ужасов. От Даниеля Дефо до Элджернона Блэквуда» // Клуб привидений: Рассказы. – СПб.: Азбука-классика, 2007.
10. История эстетической мысли. Памятники эстетической мысли. В 6-ти т.т. Т.1-4. М., 1984-87.
11. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб. 1998
12. Кант И. Наблюдения над чувствами возвышенного и прекрасного / И. Кант // Кант И. Соч. : в 8 т. – М. : Чоро, 1994. – Т. 2. – С. 60–123
13. Кривцун О.А. Эстетика: учебник / О.А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с. - (Программа "Высшее образование").
14. Лавкрафт Г. Сверхъестественный ужас в литературе [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt (дата обращения: 15.03.2020)
15. Лекции по истории эстетики. - /Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1-4. Л., 1973-1980.
16. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство. 1979.г. 815 с..
17. Лосев А.Ф. Трагическое // Философский энциклопедический словарь — М 1983.
18. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. – Москва : Мысль, 1978. – 623 с.
19. Никитич Л.А. Эстетика: учебник для вузов / Л.А. Никитич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с. - (Серия "Gogito ergo sum").
20. Радугин, А.А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004. - 240 с.
21. Трофимов П. Эстетика прагматизма. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. – М., 1968
22. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
23. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления. – М. : Республика, 1993. – С. 16–27.
24. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления. – М. : Республика, 1993. – С. 327–345.
25. Эстетическая культура / под ред. И.А. Коникова. - М.: ИФРАН, 1996. - 201 с.
Читать дальше