Наши полевые наблюдения подтвердили выводы ряда исследователей о полифункциональности похоронно-поминального обряда. Ему присуща этноинтегрирующая функция этнопсихологической консолидации, близости со своей семьей, родовым коллективом, семейной общиной через сплочение в горе, объединение в поддержке живых.
В наши дни уже исчезли былые строгие предписания относительно отдельных элементов похоронно-поминальной обрядности. Вместе с тем в последние годы в условиях возрождения интереса к народно-бытовой культуре и наметившегося возврата определенной части населения к религиозным воззрениям похоронно-поминальный обряд все больше начинает приобретать свой прежний смысл.
В совершении этого ритуала наблюдается определенный синкретизм — присутствуют как соображения морально-этического характера, основанные на любви к ушедшим близким и памяти о них, так и православные и древнеславянские представления.
Несмотря на то, что Русь была крещена в IX веке, еще два - в течение следующих трех веков многие крестьяне продолжали проводить ритуал похорон в языческом стиле, а иногда объединяли два ритуала - христианский и языческий. В погребениях того времени, наряду с православными крестами, можно найти амулеты - медвежьи клыки и т. Д. Можно найти даже оружие в могилах явно крещенных людей (новгородских посадников), хотя это явно противоречит обряду православного захоронения.
Со времени пастушьей жизни до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения был курган. Хороня мертвых, славяне заложили вместе с человеком не только оружие, но и конскую упряжь, убивали лошадей и собак; Серп, сосуды (возможно, с едой и питьем), зерно, убитый скот и птица были заложены вместе с женщиной. Тела мертвых были положены на украсть (огонь), полагая, что с пламенем их души немедленно попадут в небесный мир; погребальный костер на похоронах знатных воинов был настолько велик, что его пламя было видно в радиусе 40 км.
Когда был похоронен благородный человек, несколько его слуг были убиты вместе с ним, и только единоверцы, славяне, а не иностранцы, а также одна из его жен - та, которая добровольно согласилась сопровождать своего мужа в загробную жизнь. Готовясь к смерти, она одевалась в лучшую одежду, пировалась и веселилась, радуясь своей будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время похоронной церемонии ее привели к воротам, за которыми тело мужа лежало на дровах и зарослях, поднятых над воротами, и она воскликнула, что увидела своих мертвых родственников и приказала привести их к ним быстрее.
Согласно древним русским языческим обычаям, обряд погребения заканчивался травяным поминалом, а затем - военными состязаниями. Оба символизировали победу жизни, противостояли торжеству мира живых над миром мертвых. Обычай обильного питания во время поминовения, заложенный в то время, сохранился до наших дней.
После того, как произошло широкое крещение Руси и принятие православия, похоронный ритуал изменился, но не смог полностью избавиться от некоторых языческих черт. Православие ввело новые традиции. Например, в некоторых местах в русских деревнях (особенно в северных) возник обычай делать гроб для себя, как это делали некоторые святые.
Православные похороны По традиции православных похорон, в русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах стирали, переодевали в чистую, иногда очень дорогую одежду.
Они положили мертвеца на скамью, его голова была в красном углу (в красном углу были значки), накрыли их белым холстом (плащаница), сложили руки на груди, дав справа белый платок. Похороны состоялись на третий день, а особо почитаемых мертвецов перенесли на руки на кладбище. Все это сопровождалось причитаниями и причитаниями ...
Смерть глубокого старика не считалась скорбью, и причитания и вопли в этом случае носили скорее формальный характер. Наемный крик мог мгновенно измениться, прервать крик обычным замечанием и снова закричать. Другое дело, когда близкие родственники сетуют или когда смерть наступила преждевременно. Здесь традиционная форма приобрела личную, эмоциональную, иногда глубоко трагическую окраску.
После крещения Руси умершие были похоронены с головами на запад. Общее христианское правило помещать мертвую голову на запад напрямую связано с традицией, согласно которой тело Христа было похоронено с головой на западе и, следовательно, лицом к востоку.
В духовном эссе 14-го века об этом говорится следующее: «Каждый должен быть похоронен так, чтобы его голова была обращена к западу, а его ноги были направлены на восток. В то же время он как бы по своему положению, молится и выражает, что он готов устремиться с запада на восток, от заката до восхода солнца, от мира к вечности. & Quot;
Похороны всегда заканчивались похоронным пиршеством или похоронной службой, для которой готовили особые поминальные блюда. Они также почтили память погибшего на кладбище кутя - отварной рис, в который добавили изюм. Среди обязательных блюд на русском поминовение - блины.