Введение 3
1. Теоретические аспекты использование современных методов обучения школьников с умственной отсталостью 5
1.1. Методы обучения и их классификация 5
1.2. Возможности применения различных методов в процессе обучения учащихся с умственной отсталостью 12
2. Особенности применения современных методов обучения математике и ликвидация пробелов в образовании 19
2.1. Применение современных методов обучения на уроке математики 19
2.2. Обобщение опыта работы учителя по организации учебных проектов 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач. Определено что методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения. Общая характеристика и сущность методов обучения.
Методы обучения, по своей природе, являются сложными и многоаспектными явлениями. Исходя из данных аспектов, методы обучения принято классифицировать по группам, в соответствии с их характерными признаками. По мнению исследователей в области педагогики, ведущими критериями классификации методов обучения являются:
дидактическая цель обучения;
источники знаний;
логика усвоение учебного материала;
уровень знаний и умений учащихся.
Так как процесс обучения является динамическим, то невозможно отдать предпочтение одному какому-то конкретному критерию, их можно только учитывать в общей совокупности. Проблема систематизации методов обучения решается не только путем создания общей классификации, но и через обоснование ряда классификаций, отражающих цели, задачи и содержание педагогического процесса. В настоящее время педагоги-практики осуществляют универсализацию отдельных групп методов обучения без учета их взаимосвязи и взаимозависимости, что является большой ошибкой и отрицательно сказывается на выборе методов обучения при организации педагогического процесса.
Таким образом, в настоящее время в дидактике нет единой и универсальной классификации методов обучения. Это связано с их особенной природой и многофункциональностью. Педагогами чаще всего используются классификации на основании объединения методов в группы, в зависимости от определенных критериев. Наибольшее распространение имеют классификации на основании характера дидактических целей и решения познавательных задач.
Во второй главе за время проведения эксперимента уровень сформированности БУД у младших школьников с УО значительно вырос. Большинство учеников, усвоив последовательность работы над задачей, проявляли самостоятельность на этапах:
анализа содержания задачи (отвечали на вопросы учителя, выделяли данное и искомое, выявляли зависимости между данными и искомым); моделирования условия задачи (формулировали ситуацию, отражённую в условии задачи, отражали структурные связи между числовыми данными, а также между данными и искомым);
записи условия задачи (выделяли и записывали значимые слова и числовые данные, необходимые для записи условия, рассказывали задачу по краткой записи, по вопросам); поиска решения задачи (удерживали в памяти план разбора задачи, соблюдали последовательность при работе по алгоритму). Вместе с тем несколько учеников продолжали испытывать трудности при решении задач, что свидетельствует о необходимости продолжать с ними начатую работу. При сопоставлении результатов сформированности БУД и решения арифметических задач, можно сделать вывод, что предложенная технология способствует формированию этих действий у учащихся, повышая качество решения арифметических задач в целом.
Таким образом, формирование базовых учебных действий – необходимое условие успешности достижений личностных и предметных результатов при изучении математики. Проектирование и реализация учебного процесса с учетом формирования базовых учебных действий будет способствовать развитию социальных (жизненных) компетенций у обучающихся с легкой ориентированных задач.
Читать дальше
1. Антропова Т. С. Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 265-269.
2. Афанасьев, А. Н. О необходимости создания инклюзивных систем дистанционного обучения / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Белухина // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 9. С. 5-11.
3. Беличева, С. А. Осторожно с инклюзивом / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2015. - № 3. - С. 84-89.
4. Болохина А. Ю., Шелкунова О. В. Состояние социального и познавательного развития умственно отсталых дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 454-459.
5. Инклюзивное образование работает! / Н. Сухарева [и др.] // Дом культуры. 2015. - № 6. - С. 26-29.
6. Калинченко, А.В. Методика преподавания начального курса математики: Учебное пособие / А.В. Калинченко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
7. Лятифова Л. В. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 573-575.
8. Занятия для детей с умственной отсталостью - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://emberint.ru/services/umstvennaya-otstalost/ (дата обращения: 11.03.2020)
9. Инклюзивное образование - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/inklyuzivnoe_obrazovanie_v_rf/(дата обращения: 11.03.2020)
10. Инклюзивное образование - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thewallmagazine.ru/inclusive/(дата обращения: 11.03.2020)
11. Инклюзивное образование - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/inklyuzivnoe_obrazovanie/(дата обращения: 11.03.2020)
12. Понятие и принципы инклюзивного образования - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_i_principy_inklyuzivnogo_obrazovaniya/(дата обращения: 11.03.2020)
13. Ребенок с умственной отсталостью в общеобразовательной школе - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://logoportal.ru/statya-17031.html(дата обращения: 11.03.2020)
14. Учебные планы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mggu-sh.ru/sites/default/files/isaeva_kaplanskaya.pdf(дата обращения: 11.03.2020)
15. Формирование базовых учебных действий у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-formirovanie-bazovyh-uchebnyh-deistvii-u-mladshih-shkolnikov-s-lyogkoi-umstvenoi-otstalostyu-na-urokah-matematik.html(дата обращения: 11.03.2020)
Читать дальше